Общая характеристика глобальных проблем человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования - в данной курсовой работе мы покажем актуальность и значимость этой темы в жизни современного общества.
Задачи исследования - рассмотреть понятие глобализации, классификацию глобальных проблем общества, выявить связь между глобальными проблемами и функциями современного государства, изучить основные внешние и внутренние функции государства. Особое внимание уделим двум, наиболее важным функциям современного государства – по поддержанию мирового правопорядка и по охране окружающей среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..........
3
Глава 1
Общая характеристика глобальных проблем человечества……..
5
1.1
Понятие глобализации……………………………………………..
5
1.2
Классификация глобальных проблем человечества……………
7
Глава 2
Функции современного государства………………………………
11
2.1
Соотношение глобальных проблем с функциями государства…
11
2.2
Основные внутренние функции государства…………………….
12
2.3
Основные внешние функции государства………………….........
21
Заключение………………………………………………………………........
37
Библиография………………………..………………………………………..
39

Работа состоит из  1 файл

Копия текст курсовой.docx

— 80.67 Кб (Скачать документ)

Соглашаясь с тем, что  борьба против терроризма должна быть жестокой и бескомпромиссной, следует  помнить, что ставка лишь на силовую  составляющую ошибочна и не может  рассчитывать на успех. Напротив, такая  ориентация опасна тем, что она может  само государство превратить в заложника  собственный террористических концепций и методов устранения объективных или субъективных препятствий. Тем, кто несет ответственность за демократические процессы и эффективность государственной власти в собственной стране и претендующим на создание нового мирового порядка, следует учитывать, насколько их собственные просчеты и неадекватное поведение полицейских операций обогащают идеологический арсенал внутригосударственного и международного терроризма и способствует пополнению террористических преступных формирований. От этого во многом зависит успех стратегии борьбы с терроризмом как в целом мире, так и в любой отдельно взятой стране [12].

Ядерный терроризм

На фоне актуализации борьбы с международным терроризмом  особенно острой является угроза ядерного терроризма, возникшая в середине прошлого столетия, когда США и  СССР развернули гонку ядерных вооружений, балансируя на грани войны. Но, несмотря на окончание многолетнего противоборства, в силу своей гигантской поражающей мощи ядерная энергия в руках злонамеренных сил может привести к серьезнейшей трагедии [11].

Специалисты определяют ядерный  терроризм как применение или  угрозу применения отдельными лицами, группами или организациями ядерного оружия или радиоактивных материалов, а также совершение разного рода враждебных действий на объектах ядерной  инфраструктуры с целью нанесения  больших людских потерь, значительного  экологического ущерба, оказания глубокого  психологического воздействия на население  во имя достижения определенных политических или экономических целей.

Ядерный терроризм может  осуществляться тремя способами: применением  ядерных боезарядов для нанесения  ударов по избранным целям; проведение террористических актов против ядерных  объектов (реакторов) с целью вызова ядерного взрыва; использованием радиоактивных  материалов промышленного назначения в качестве радиологического оружия.

Появление угрозы ядерного терроризма во многом обусловлено широким  распространением ядерного оружия. Особенность  этой угрозы заключается в том, что  террористы не ограничены правовыми  нормами и механизмами, они практически  непредсказуемы и “играют без  правил”. Для современного терроризма характерно применение вооруженного насилия  не только против конкретных  политических и военных деятелей, но и против мирного населения, т. е. убийства максимального  количества людей принадлежащих  к “враждебной” этнической и религиозной  группе [13].

Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24)9, в качестве одной из угроз национальной безопасности назван “Международный терроризм, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения”. В частности, в Концепции отмечается, что “во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации”.

Очевидно, что принимая национальное антитеррористическое законодательство, государства, вместе с тем, должны скоординировать  свои усилия и выработать целостную  совместную политику борьбы с международным  терроризмом. Соответственно необходимы договоренности, в идеале охватывающие все ядерные и латентные государства  и предусматривающие параллельные мероприятия в целях противодействия  терроризму по всем упомянутым способам [14].

Следует выделять следующую  иерархию специальных принципов  борьбы с преступлениями, связанными с ядерным терроризмом.

Данные принципы вплоть до недавнего времени не были четко  обозначены, и их можно было сформулировать, основываясь лишь на положениях Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма10, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г., международных договоров антитеррористической направленности и других международных документов в этой области. Согласно Декларации к числу принципов международного сотрудничества в борьбе с терроризмом относят принципы:

  1. безоговорочного осуждения как преступных и не имеющих оправдания всех актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись;
  2. недопустимости оправдания актов терроризма независимо от того, какими бы соображениями политического, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера ни руководствовались лица, их совершающие;
  3. бескомпромиссной борьбы с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях;
  4. укрепления международного сотрудничества между государствами, международными  организациями по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм международного терроризма;
  5. обеспечения задержания и судебного преследования или выдачи лиц, совершивших террористические акты и оказывающих им содействие, согласно положениям международных договоров и внутригосударственного права;
  6. непредоставления убежища лицам, занимающимся террористической деятельностью или оказывающим им содействие. Следует отметить, что этот принцип ограничивает право государств предоставлять лицам политическое убежище по своему усмотрению.
  7. недопустимости участия государств в организации, подстрекательстве, оказании помощи или участии в террористических актах в другом государстве либо содействие организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов11.

Наибольший интерес представляют сформулированные С. В. Черниченко принципы сотрудничества в борьбе с терроризмом. Среди них выделяются следующие три:

  1. государства обязаны бороться с терроризмом индивидуально и совместно;
  2. государства обязаны сотрудничать друг с другом в целях предотвращения и пресечения террористических актов;
  3. государства обязаны привлекать террористов к уголовной ответственности независимо от того, против какого государства, организаций или лиц направлены их действия [15].

К важнейшим составным  элементам режима ядерного контроля и нераспространения ядерного оружия, соответствующего угрозам и рискам XXI в., можно отнести:

  1. недопущение неконтролируемой многосторонней гонки ядерных вооружений;
  2. предотвращение доступа к ядерному оружию латентных государств, а также гарантированное неприменение ядерного оружия против этих стран ядерными державами;
  3. прекращение производства расщепляющих материалов, пригодных для производства ядерного оружия; отказ от наращивания  имеющихся ныне арсеналов ядерного оружия как у официальных, так и не у официальных ядерных держав;
  4. количественные сокращения накопленных запасов ядерных вооружений;
  5. осуществление мер доверия и других шагов, уменьшающих риск применения ядерного оружия между ядерными государствами;
  6. обеспечение безопасности хранения, складирования, транспортировки имеющихся ядерных вооружений и материалов, пригодных для их производства;
  7. обеспечение безопасности невоенных ядерных объектов и материалов, применяемых для производства электроэнергии, а также научных исследований;
  8. повышение эффективности экспортного контроля, включая национальные системы учета, контроля и физической защиты оружейных материалов;
  9. предотвращение незаконного оборота ядерных материалов-краж, тайных продаж и т. д.;
  10. прекращение “утечки мозгов” (т. е. неконтролируемого перемещения лиц, обладающих критической информацией и знаниями военных ядерных технологий), а также недопущение бесконтрольного распространения “неосязаемых технологий”, в том числе в электронном виде;
  11. предотвращение доступа террористов и экстремистов к ядерным объектам и оружию, включая силовые превентивные меры (“контрраспространение”).

 Таким образом, задача обеспечения мирового правопорядка - наиболее важная в решении глобальных проблем, она является обязательным условием самого существования международного сообщества. 

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию  государства. Современный экологический  кризис ставит под угрозу возможность  устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных  систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности  поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни.

Охрана окружающей среды - одна из тех глобальных проблем  человечества, которые не могут быть решены обособленными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных  действий государств и международных  организаций на локальном, региональном и мировом уровнях.

Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в  связи с научно-технической революцией, бурным развитием новых технологий, появлением и распространением новых  видов вооружений, способных повлечь  масштабные вредные последствия  или даже уничтожить все живое  на Земле. Возникла опасность экологической катастрофы [16].

Все это послужило толчком  к быстрому развитию правового регулирования  охраны природной среды. На рубеже XIX-XX вв. появились первые договоры по охране природы. В настоящее время существует весьма обширный массив норм международного права по защите природной среды. Экологические функции имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, принять согласованные экологические решения.

Государства несут международную  ответственность за экологический  ущерб. Воплощением такой ответственности  стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

Выделяют две формы  сотрудничества государств по охране окружающей среды-нормативная (договорная) и организационная. Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы. Организационная форма реализуется в проведении международных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций.

В 1972 г. В Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной  Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением конференции стала Декларация принципов - своеобразный свод привил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение-рекомендация Генеральной Ассамблее учредить программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.

Государства должны рационально  использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходимость  воспроизводства, не допуская необратимых  негативных последствий. Государства  не должны изменять естественные природные  условия на своей территории, если это оказывает вредное воздействие  на природу других государств. Применительно  к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г.: “Государства несут ответственность за то, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции”. Данный принцип выражен также в международных договорах, в частности, в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Как начало качественно нового этапа в развитии сотрудничества по природоохране оценивается Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро, принявшая основополагающие документы: Декларацию Рио об окружающей среде и развитии, которая развивает стокгольмскую Декларацию 1972 г., и Повестку дня XXI века-свод рекомендаций государствам и организациям по обеспечению устойчивого экологического развития в новом столетии.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается большое  число постоянных структур-международных организаций общей и специальной компетенции, универсальных и региональных, межправительственных и неправительственных.

Ведущая роль принадлежит  Организации Объединенных Наций  и прежде всего двум ее главным  органам - Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха, Международная морская организация (ИМО) - вопросами охраны морской среды, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) - вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разрабатывает стандарты охраны среды от авиационного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы международных научных исследований.

Международное агенство по атомной энергии (МАГАТЭ) наряду с основной деятельностью по обеспечению мирного исследования атома выполняет программу защиты человека и окружающей среды от радиации. На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, ЕС, ЕЭК ООН. Обозначилось данное направление и в деятельности СНГ, в рамках которого созданы Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд.

Информация о работе Общая характеристика глобальных проблем человечества