Общество
и государство. Государство в
политической системе общества
Курсовая работа
по предмету теория государства и
права
Выполнил: студент
2 курса юридического факультета
Институт гуманитарного
образования
Москва 2006
1. Введение.
Тема моей курсовой
работы, “Общество и государство.
Государство в политической системе
общества”, была выбрана мною не случайно.
Я полагаю, что эта тема играет
особую роль в науке Теории Государства
и Права. Вопросы возникновения
и формирования общества, государственной
организации его жизни, причины
и теории возникновения государства,
роль государства в политической
системе общества – едва ли эти
вопросы потеряют свою актуальность,
напротив, время неизбежно идет вперед
и понимание этих вопросов совершенствуется,
предоставляя нам возможность взглянуть
на ту или иную проблему с принципиально
нового ракурса. В своей работе я
старался уделять пристальное внимание
многогранности исследования каждого
вопроса. На сегодняшний день существует
большое количество книг и трудов,
в которых внимание акцентируется
на обществе и государстве, а также
на механизмах их взаимодействия. На мой
взгляд, наиболее полно эти вопросы
раскрыты в работах таких авторов,
как: Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Коваленко
А.И., Комаров С.А., Кутафин О.Е., Лившиц
Р.З. Исследование этих авторов послужили
важнейшей опорой в написании
моей работы. 4
2. Что
такое общество?
О том, как, в силу
каких причин и условий возникло
общество, в научных представлениях
прошлого и настоящего нет однозначного
решения. Однако всеми авторами, как
правило, выделяется обязательный признак
общества – совокупность индивидов,
обладающих сознанием и волей. Что
же придает совокупности индивидов
характер общества? Как подтверждают
историческая и социологическая
науки, объединение индивидов в
человеческое общество происходит лишь
на основе общего интереса. Без общих
интересов общество немыслимо. Такому
утверждению нисколько не противоречит
то обстоятельство, что в одном
и том же обществе могут быть интересы
не только сходные, но и противоположные
друг другу. Всякий человек имеет
свои личные интересы, и как бы он
ни приспосабливался к общественной
среде, его индивидуальные интересы
будут сохраняться. Поэтому общие
интересы могут противоречить интересам
индивидуальным. Главное состоит
в том, какие из интересов преобладают.
Организованность общества зависит
от гармоничного сочетания общих
и индивидуальных интересов его
членов. Несовместимость этих интересов
ведет к дестабилизации общественной
жизни. Общество создается на основе
взаимных интересов, которые осуществляются
в результате взаимного сотрудничества
его индивидов. Это позволяет
достичь совместными усилиями тех
целей, которые недостижимы для
отдельного человека. К. Маркс, например,
кратко определял общество как “продукт
взаимодействия людей”. Но не всякая совокупность
людей, объединенных общими интересами,
является обществом. Зрителей в кинотеатре
объединяет общий интерес – но
это не общество. Совокупность индивидов
должна быть заинтересована не только
в чем-то, находящемся вне нее,
но и должна осознавать, что эта
цель достижима только при совместном
стремлении к ней. Это означает, что
у совокупности людей должна быть
заинтересованность друг в друге, дающая
возможность осуществления интересов
каждого. 5
Однако не всякая
совокупность взаимодействующих индивидов
на базе общих интересов образует
общество, например коллектив студентов,
после окончания учебного заведения
может распасться. Обществом можно
назвать только такую совокупность
людей, в которой индивиды связаны
между собой интересами, имеющими
постоянный и объективный характер.
Такие общественные связи обеспечивают
нормальное функционирование сообщества
людей, его воспроизводство и
саморазвитие. Общество не произвольное
или принудительное объединение
людей, ведь вне общества, вне социальных
связей человек со временем теряет
качества существа, одаренного волей
и сознанием. К. Маркс был безусловно
прав, говоря, что сущность человека
состоит во всей совокупности его
общественных связей. Человек –
первичная клеточка общества. Но общество
не есть механическое объединение индивидов.
Это сложное социальное образование,
состоящие из многообразных связей
и отношений, складывающихся между
членами общества и их различными
объединениями. Для общества как
объединения взаимодействующих
индивидов характерен организующий
фактор, который определяет границы
человеческого поведения в интересах
всего общества. Эту функцию выполняет
само общество через соответствующие
органы власти и вырабатываемые им
правила общеобязательного поведения.
Таким образом, в понятие общества
включаются следующие основные элементы-признаки:
- совокупность индивидов, одаренных
волей и сознанием; - общий интерес,
имеющий постоянный и объективный
характер; - взаимодействие и сотрудничество
на основе общих интересов; - регулирование
общественных интересов посредством
общеобязательных правил поведения; -
наличие организованной силы (власти),
способной обеспечить обществу внутренний
порядок и внешнюю безопасность;
6 - способность и реальная возможность
к самообновлению и совершенствованию
общества. 7
3. Власть и нормы
поведения при первобытном строе.
Образование общества предшествует
государственной организации его
жизни. Было время, когда общество
существовало, а государства не
было. Это объективно подтверждается
данными антропологии, археологии,
историческими и социологическими
исследованиями. Жизнь общества
на ранних ступенях его развития
строилась на началах естественного
самоуправления, которое соответствовало
уровню развития самого человека
как существа общественного. Но
раз возникнув, государство становится
основным инструментом цивилизованной
организации общественной жизни
и ее прогресса. Что же предшествует
государственно-организованному обществу?
История человеческого общества
начинается с образования первобытнообщинного
строя, при котором орудия производства
были несовершенны, а производительность
труда, естественно, низкая, не
всегда соответствующая даже
минимальному прожиточному уровню
первобытного человека. Чтобы обеспечить
свое естественное существование,
люди должны были объединять
средства производства и свой
труд. Поэтому в основе жизни
общества лежала общественная
собственность на средства производства,
а распределение продуктов труда
осуществлялось на началах равенства.
Все члены общества в одинаковой
мере трудились и получали
одинаковую часть общественного
продукта. Основой организации первобытного
строя была община – род,
племя, их объединения. Род
(родовая община) – это объединение
людей, основанное на кровном
родстве, а также на общности
имущества и труда. Род формируется
в период появления более организованных
семейных отношений, когда на
смену беспорядочным половым
связям, приходит семья, основанная
на коллективном браке. Каждый
род выступает в качестве хозяйственной
единицы, собственником средств
производства, организатором общего
труда.
Род – это личный,
а не территориальный союз. Люди
в нем объединялись не по признаку
территории, а по родственным связям,
в 8 которых концентрировались их
экономические, нравственные, религиозные
и другие интересы. Роды могли перемещаться
с одной территории на другую, но
их организация при этом сохранялась.
Власть носила сугубо общественный характер.
Она исходила от рода, который непосредственно
формировал органы самоуправления. Властные
функции осуществляли все взрослые
члены рода. Органами общественной
власти при первобытном строе
являлись родовые собрания; старейшины
(вожди), которые избирались из наиболее
авторитетных, уважаемых членов рода;
военачальники, выполнявшие функции
власти во время войны. Религиозные
функции власти осуществляли жрецы.
Все эти должностные лица могли
быть смещены собранием рода и
осуществляли возложенные на них
полномочия под их контролем. Специального
аппарата, который бы занимался только
управлением общественными делами,
в родовой организации не было.
Все основные вопросы жизни и
деятельности рода решались народным
собранием. Роды входили в более
крупные объединения. Высшей формой
объединения родов являлось племя,
а иногда и союз племен. Общими делами
племени руководил совет, который
состоял из старейшин и военачальников
родов. В первобытном обществе действовали
определенные правила поведения
– социальные нормы. Такими нормами
были обычаи – исторически сложившиеся
правила поведения, которые вошли
в привычку в результате многократного
применения в течение длительного
времени и стали естественной
жизненной потребностью людей. Они
регулировали труд, быт членов рода,
семейные отношения, то есть служили
регулятором общественных отношений.
Многие из них являлись одновременно
нормами первобытной морали и
религии, были связаны с отправлением
укоренившихся обрядов и ритуалов.
Характерные признаки первобытных
обычаев проявлялись в следующем:
- они исходили от рода и выражали
его волю и интересы; 9 - они действовали
в силу привычки, исполнялись добровольно,
а в случае необходимости их соблюдение
обеспечивалось всем родом. Специальных
органов, охраняющих незыблемость обычаев,
не было. При надобности к нарушителям
обычаев применялось убеждение (внушение),
а иногда и принуждение, которое
исходило от всего рода или племени;
- в то время не было никакого различия
между правами и обязанностями
членов родового общества: право воспринималось
как обязанность, а обязанность
как право. Следовательно, общественная
власть и нормы поведения в
эпоху догосударственного общества
соответствовали уровню его экономического,
социального, интеллектуального, культурного
и духовного развития, зрелости самого
человека. 10
4. Причины возникновения
государства. В процессе длительного,
но неуклонного развития первобытного
общества постепенно создавались
предпосылки для его качественного
преобразования. По мере совершенствования
орудий труда люди приобретали
все новые производственные навыки,
повышались производительность
труда, культура, нравственность, становились
более разнообразными и противоречивыми
интересы членов общества. Важную
роль в переходе от первобытного
к качественно новому способу
производства сыграло общественное
разделение труда, которое пришло
на смену естественному разделению
трудовых функций между мужчиной
и женщиной. Первым крупным общественным
разделением труда явилось отделение
скотоводства от земледелия. Затем
от земледелия отделилось ремесло.
Позже обособилась группа людей,
занимающихся обменом товаров, -
купцов. Общественное разделение
труда и связанное с ним
совершенствование орудий труд
дали толчок к росту производительности
труда. В этих условиях человек
стал производить большее количество
продукта, чем необходимо для
поддержания его собственной
жизни. В результате этого появился
избыточный продукт, что и привело,
в конечном счете, к возникновению
частной собственности. Как это
происходило? Избыточный продукт
создавал возможность накопления
у отдельных семей, их глав,
прежде всего у старейшин и
военачальников, орудий труда, запасов
товаров, а позже и обособленных
участков земли. Так появилась
частная собственность. Общество
стало дифференцироваться по
имущественному признаку. Появились
богатые и бедные, их интересы
стали противоречить друг другу.
Первые стремились к упрочению
своего экономического преимущества,
другие – к изменению своего
зависимого положения.
В таких экономических
условиях родоплеменная организация
власти оказалась бессильной. Она
была не приспособлена для того,
чтобы управлять делами такого общества,
в котором интересы индивидов
стали 11 несовместимыми. Поэтому требовался
уже другой властный орган, который
смог бы обепечить преимущество интересов
одних членов общества за счет других.
Координация общественных отношений
в таких условиях теряет свое равновесие.
Общество, в силу его раскола на
экономически неравные группы (классы)
людей, объективно порождает такую
организацию власти, которая должна,
с одной стороны, поддерживать интересы
имущих, а с другой – сдерживать
противоборство между ними и экономически
значимой частью общества. Такой организацией,
выделившейся из общества, стало государство.
Опираясь на многолетние исследования
Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что
благодаря государству экономически
господствующий класс становится и
политически господствующим классом.
Государство – это особая общественная
организация, которая, в отличие
от организации власти первобытного
общества, состоит из специальных
органов, постоянно занимающихся управлением
общественными делами. Первой формой
государственно-организованного общества
явилось общество рабовладельческое,
которое в основном делилось на рабов
и рабовладельцев. Непримиримость их
интересов обеспечивало, сдерживало
и координировало рабовладельческое
государство. Его структура, содержание
деятельности соответствовали уровню
развития самого общества. В.И. Ленин
писал, что “государство есть продукт
и проявление непримиримости классовых
противоречий, которые объективно не
могут быть примирены”.
Ф. Энгельс называет
три основные формы возникновения
государства: афинскую, римскую, древнегерманскую.
Афины – это самая чистая, классическая
форма возникновения государства,
поскольку государство возникает
непосредственно из классовых противоположностей,
развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства
ускорилось борьбой бесправных, живших
вне римских родов плебеев
против римской родовой аристократии
(патрициев). Возникновению древнегерманского
государства в значительной степени,
как отмечает Ф. 12
Энгельс, послужило
завоевание обширных чужих территорий,
для господства над которыми родовая
организация не была приспособлена.
Материалистическая (классовая) теория
происхождения государства исходит
из того, что государство возникло,
прежде всего, в силу экономических
причин: общественного разделения труда,
появления прибавочного продукта и
частной собственности, а затем
раскола общества на классы с противоположными
экономическими интересами. Как объективный
результат этих процессов возникает
государство, которое специальными
средствами подавления и управления
сдерживает противоборство этих классов,
обеспечивая преимущественно интересы
экономически господствующего класса.
В.И. Ленин категорически выступал
против тех, кто утверждал, что государство
выступает органом примирения классов.
Он писал: “По Марксу государство
есть орган классового господства,
орган угнетения одного класса другим,
есть создание “порядка”, который
узаконивает и упрочняет это
угнетение, умеряя столкновение классов”.
Определяя свое собственное отношение
к сущности и предназначению государства,
Ленин неоднократно подчеркивал, что
государство есть машина для поддержания
господства одного класса над другим.
Суть материалистической теории состоит
в том, что государство возникает
в результате раскола общества на
классы. Отсюда делается непреложный
вывод: государство есть исторически
преходящее, временное явление –
оно возникло вместе с возникновением
классов и также неизбежно
должно отмереть вместе с исчезновением
классов.
Представители других
концепций и теорий происхождения
государства считают положения
материалистической теории односторонними,
неверными, так как они не учитывают
психологических, биологических, нравственных,
этнических и других факторов, обусловивших
формирование общества и возникновение
государства. Тем не менее, считает
Шершеневич, - огромная заслуга экономического
материализма состоит в доказательстве
выдающегося значения экономического
фактора, благодаря которому “в 13 конечном
счете” можно увязать „‟даже высокие
и благородные чувства человека
с материальной стороны его существования”.
“Во всяком случае, - продолжает Шершеневич,
- экономический материализм представляет
одну из самых крупных гипотез
в учении об обществе, способную
лучше всего объяснить массу
общественных явлений”. Научная мысль
прошлого и настоящего времени выдвинула
целый ряд теорий происхождения
государства. Основными из них являются
естественно-правовая (договорная), органическая,
психологическая, теория насилия, экономическая
теория, о которой уже говорилось
выше. Естественно-правовая теория происхождения
государства. Основой данной теории
является положение о том. Что
государству предшествовало естественное
состояние человека. Условия жизни
людей и характер человеческих взаимоотношений
в естественном состоянии представлялись
неоднозначным образом. Гоббс видел
естественное состояние в царстве
личной свободы, ведущей к “войне
всех против всех”; Руссо считал, что
это есть мирное идиллическое первобытное
царство свободы; Локк писал, что
естественное состояние человека –
в его неограниченной свободе. Сторонники
естественного права считают
государство результатом юридического
акта – общественного договора,
который является порождением разумной
воли народа, человеческим учреждением
или даже изобретением. Поэтому данная
теория связывается с механическим
представлением о происхождении
государства, выступающего как искусственное
произведение сознательной воли людей,
согласившихся соединиться ради
лучшего обеспечения свободы
и порядка.