Олражение норм морали в нормативно-правовых актах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я хочу отобразить то каким образом происходит отражение норм морали в нормативно-правовых актах и в общем рассмотреть что из себя представляет мораль и право как самостоятельные структурные единицы.
Я взяла эту тему так как считаю ее не только актуальной, но и интересной, как человек старающийся придерживаться определенных моральных норм, я заинтересовалась, тем каким образом из норм морали приобретают официальный характер, т е становятся нормами права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1.Понятие права и морали.
§1.Понятие права…………………………………………………..…….
§2.Понятие морали…………………………………………...................
Глава 2. Различия и взаимосвязь норм права и морали.
§1. Различие норм права и норм морали………………………………
§2. Взаимосвязь норм права и норм морали………………………….
Глава 3.Отражение в нормативно правовых актах требований морали…
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - копия.docx

— 62.64 Кб (Скачать документ)

   Важным качеством правовых норм является их формальная определенность, т. е. точное (бесспорное) обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение самих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, и др.

  Ключевым признаком для выделения нормы права является возможность самостоятельного применения правового установления, выраженного в предложении, его отдельной части или группе предложений нормативного акта, для регулирования действий субъектов. Если правовое предложение, взятое отдельно, в отрыве от других рядом стоящих предложений, выражает правило, причем выражает в самом достаточном виде для регулирований действий лиц, значит, мы имеем дело с нормой права. Самостоятельность в данном случае означает грамматическую и логическую завершенность правового установления.

    Норма права призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания, относительно которого можно утверждать следующее: во-первых оно содержит некоторое общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократно повторяющиеся, типичные ситуации. А во-вторых указанное правило представлено в нем в качестве предложения, отдельной части сложного предложения или нескольких взаимосвязанных предложений, позволяющих применять данное правило. Связи отдельных предложений, образующих правовую норму, могут выглядеть весьма различно, как это имеет место в отсылочных или бланкетных нормах, но только не по единой схеме «если - то иначе».

   Особую роль нормы права играют в регулировании конфликтов право, которое регламентирует функционирование всех основных сфер общественной жизни на основах всеобщей свободы является мощным фактором предотвращения социальных конфликтов. В этом действие самой важной его функции, как осуществление социального контроля, направленного на подчинение поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Правовые нормы, которые возникают на основе учета опыта решения конфликтных ситуаций, содержат наиболее разумные способы решения типичных социальных конфликтов, которые максимально соответствуют интересам всех участников правового общества. Система правовых норм, которая определяет правила поведения в разнообразных сферах общественной жизни, подсказывает, а часто и прямо предлагает людям бесконфликтный способ такого поведения

   Право уже самим фактом своего существования избавляет общество от конфликтной ситуации своеволия и насилия, которой присуща «борьба всех против всех», и подсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права как системы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

   Право обладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми для регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с этой целью обществом социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Понятие морали.

      Термин  “мораль” по содержанию –  латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке  есть слово “mos” (множественное  число – “mores”), обозначающее  нрав, обычай, моду, устойчивый порядок.  На его базе Цицерон с целью   обогащения языка образовал прилагательное  “моральный” (moralis) для обозначения  этики, назвав её philosophia  moralis. Уже  позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной  характеристики моральных проявлений. В словаре русского языка мораль  определяется как “правила нравственности  и сама нравственность”, а  нравственность в свою очередь  как “правила, определяющие поведение;  духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”. В философском словаре  сказано, что “мораль, нравственность  – способ самоосуществления личности, её самоуправления и упорядочения  отношений между людьми на  основе обобщённых представлений  о нормах, принципах и идеалах,  возводящих к “ценности добра”  ”. Другое определение морали  даёт С.А. Комаров: “Мораль   (нравственность) - это взгляды, представления  и правила, возникающие как  непосредственное отражение условий  общественной жизни в сознании  людей в виде категорий справедливости  и несправедливости, добра и зла,  похвального и постыдного, поощряемого  и порицаемого обществом, чести,  совести, долга, достоинства и  т.д.” 

      Как форма  общественного сознания, система  отношений и норм - мораль зародилась  раньше политической и правовой  форм сознания, раньше государственной  организации общества. Обычаи, мораль  регулировали взаимоотношения людей  в первобытнообщинном строе. В  морали выражены представления  людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического  развития человечества. Они сформировали  в борьбе со злом, за утверждение  добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие  морали оказывают воздействие  социально-политические отношения,  другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле» : «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» . Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

    На действие  норм морали оказывают влияние  весь уклад жизни общества, само  социальное общение индивидов.  Учреждения культуры воспитывают  граждан в духе правового и  нравственного сознания. Активную  роль в воспитании нравственной  культуры личности играет положительный  пример сограждан, способствующий  тому, что требования общественной  морали становятся убеждением, составной  частью самосознания, жизненной  позиции человека.

  С давних пор определилась  главная особенность воздействия  морально-нравственного фактора на ход событий и на суждения людей. Оно строилось на устойчивых общественных оценках и эмоциях, одобряющих или осуждающих те или иные действия. Сфера международных, межгосударственных отношений при всей ее специфике подобно другим областям человеческой деятельности, несомненно, испытывала на себе силу общественного мнения.

    Уже на заре  нашей эры естественная потребность  людей в мире, безопасности, усталость  от войн и разрушений находили  выражение в таких моральных  в своей первооснове императивах  Евангелия, как «блаженны миротворцы»,  «на земле мир, в человеках  благоволение». Ближе к нашим  дням, на рубеже XV и XVI веков, представители испанской школы международного права доминиканец Ф. де Виториа и иезуит Ф. Суарес ввели в оборот концепцию политико-морального единства человечества, основанного на принципах любви и сострадания.

    Я считаю, что  нормы морали в принципе лежат  у истоков культуры при том  не важно древняя это цивилизация  или «молодая». Все равно в  обществе сначала зарождаются  моральные принципы, а потом уже  все остальное, именно мораль  привела к написанию всем известных  Библии, у христиан или Корана  у мусульман и этот список  можно продолжать еще долго,  так как в каждой религии  можно найти что-то похожее.  Ведь в этих признанных большинством  людей книгах впервые были  записаны нормы морали такие  как: не убий, не укради, почитай  родителей своих, и т д. Эти  прописные истин знакомы каждому  человеку независимо от того  какого он вероисповедания или  национальности, это лишний раз  доказывает что нормы морали  существовали до появления как  такового государства, существует  сейчас (при государстве) и будет  существовать после государства  даже если в следствии каких  либо причин оно прекратит  свое существование и останется  общество не регулируемое какой  либо  властью, что лишний раз  доказывает что моральные правила  общепризнанны и не канут в  лету.        

    У морали много  синонимов – совесть нравственность, правда справедливость и т  д, но все они регулируются  понятиями человека о тех правилах  поведения в соответствии с  которыми он живет и должен  жить, на каких основах он будет  воспитывать своих детей, а  соответственно и какое будет  будущее и у всего человечества, не смотря на то что со  временем как и все на этом свете нормы морали претерпевают изменения основные ее принципы остаются неизменны.        

   Людям всегда, во  все времена их сознательной  истории было свойственно задаваться  вопросом, нравственны ли, справедливы  ли те или иные их поступки  и действия. Правыми оказывались  во многих случаях именно те, кто судил «по совести, по  справедливости», кто подобно В. Г. Белинскому «не хотел счастья и даром», если не мог быть спокойным насчет каждого из своих братьев по человечеству.

     Человек жив  не хлебом единым и даже не современными материальными благами, а более всего правдой и совестью, справедливостью и свободой, нравственностью и гуманизмом, хотя к сожалению на данном этапе развития современного общества так думают не все, что не может не вызывать огорчения, т к люди стали пренебрегать моралью и признанными на протяжении веков нормами поведения, и сейчас идет речь даже не о каких-то абстрактных понятиях, а хотя бы о той же самой манере общения не с кем нибудь а с родителями, сейчас все чаще можно наблюдать некорректную манеру поведения детей со своими родителями не говоря уже о том что в общении с посторонними людьми используются  совершенно недопустимые этикой выражения, и это при том что вокруг могут находится малолетние дети и какой пример им подается?

   На пороге третьего  тысячелетия «человек разумный»,  своими руками создавший материальные предпосылки для собственного уничтожения, по сути дела, сам себя вписал в «красную книгу» тех видов живых существ на Земле, которые находятся под угрозой вымирания. Таков трагический разлад между высочайшими интеллектуальными возможностями людей, достигнутым ими уровнем научно-технического прогресса и серьезными морально-нравственными сбоями в системе самосохранения человечества, реальностью угрозы исчезновения земной цивилизации.

    Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

    Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

     Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

   «Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее:

 «Не поступай по  отношению к другим так, как  ты (не) хотел бы, чтобы они поступали  по отношению к тебе».

   Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

     Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

     В морали выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции.  Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

   Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение

   Воспитательная функция морали состоит в том, что на участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Информация о работе Олражение норм морали в нормативно-правовых актах