Олражение норм морали в нормативно-правовых актах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я хочу отобразить то каким образом происходит отражение норм морали в нормативно-правовых актах и в общем рассмотреть что из себя представляет мораль и право как самостоятельные структурные единицы.
Я взяла эту тему так как считаю ее не только актуальной, но и интересной, как человек старающийся придерживаться определенных моральных норм, я заинтересовалась, тем каким образом из норм морали приобретают официальный характер, т е становятся нормами права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава 1.Понятие права и морали.
§1.Понятие права…………………………………………………..…….
§2.Понятие морали…………………………………………...................
Глава 2. Различия и взаимосвязь норм права и морали.
§1. Различие норм права и норм морали………………………………
§2. Взаимосвязь норм права и норм морали………………………….
Глава 3.Отражение в нормативно правовых актах требований морали…
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - копия.docx

— 62.64 Кб (Скачать документ)

С точки  зрения общей системы ценностей, сложившейся в современном обществе, право должно отвечать требованиям  морали1. Прежде всего - общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры (или культур, однопорядковых по моральным ценностям, в том числе культуры конфуцианства, буддизма, ислама). При этом элементарные общечеловеческие требования, основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и т.д.), принципиально важны по самой своей глубинной сути, они в этой своей глубинной сути подчас в полной мере раскрываются именно сейчас, в современную эпоху. В то же время элементарные общечеловеческие требования, издревле утвердившиеся в бытии и образе жизни людей, не сводятся к ним одним, а представляют собой более конкретизированные и развернутые нормативные положения, такие связанные с современным уровнем цивилизации, как добросовестность, вера в данное слово, чувство персональной ответственности за свои поступки, открытое признание своей вины и другие, из того же ряда.2

Многие  юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании нравственные обязанности, направлены на их юридическое  обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические  нормы, которые ставят под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали

Нормы права  и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений Объективная обусловленность  такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная  реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь  требований морали. В свою очередь нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными орунами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными орунами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное  моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению  прогрессивных моральных представлений  в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содейс!вуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношении нравственными идеалами.

Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определенной морали, имеют  определенные представления о добре  и зле, совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно  оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных  актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.

Учет  требований господствующей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Право – это минимум морали. Действительно, в праве выражены многие и многие моральные нормы не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда другому и т.д. Все составы преступлений против личности, семьи, собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.

Мораль  предъявляет к человеку более  высокие требования, чем  право. Право интересует внешняя сторона поведения. Для него не важны мотивы соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всею по совести, по внутреннему убеждению.

Мораль  воздействует на правоприменительную  деятельность государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и т.д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу. Решения должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании законов, если в них встречаются термины морального содержания.

Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболезненно  и бесконфликтно соблюдаются  и исполняются нормы права.

Право зачастую содержит прямые предписания соблюдать  нормы нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. Так, законодательство Украины обязывает родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих обязанностей они могут быть лишены родительских прав.

Особые  нравственные требования право предъявляет  к работникам юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре и т.п. требуют неуклонного соблюдения норм нравственности в соответствующей сфере профессиональной деятельности, фактически как бы обрисовывают нравственный идеал судьи, прокурора и государственного чиновника, адвоката.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Отдельные нормы морали, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Конституции Украины  закрепляются такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека.

Моральным воздействием на право является правотворчество  народа: общественное мнение может  при определенных условиях оказывать  свое воздействие на формирование новых  юридических норм. Большинство норм содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению законности, дисциплины, правопорядка и соблюдению всеми гражданами их обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.ВЗАИМОСВЯЗЬ  ПРАВА И МОРАЛИ . 
 
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообуславливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.  
    В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.  
История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.  
     Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.  
           На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.  
     Связь Права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет п Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований ном права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

Право и мораль имеют общие  черты, свойства. Главные их общие  черты проявляются в том, что  они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.  
     Право и мораль имеют общие черты,  свойства.  Главные  их  общие  черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры  общества,  являются ценностными  формами  сознания,  имеют  нормативное  содержание   и   служат регуляторами  поведения  людей.  Право  и  мораль  имеют  общие  социальные, экономические,  политические  условия  жизни  общества,  служат  общей  цели согласованию  интересов  личности  и  общества,  обеспечению  и   возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

    Их единство,  как  и  единство  всех  социальных  норм  цивилизованного

общества,  основывается  на  общности   социально-экономических   интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Что же общего между правом и моралью?

            1.  И  те,  и  другие  являются  надстроечными  явлениями   над

               экономическим базисом и обществом;

            2.  Имеют   общую   экономическую,   социально-политическую   и

               идеологическую основу;

            3. Им  свойственна  общая   цель:  утверждение  общечеловеческих

               ценностей в обществе;

            4.  Они  состоят  из   общих   правил   поведения,   выражающие

               определенную  волю,  т.е.  направлены  на   установление   и

               поддержание на необходимом уровне  дисциплины  и  порядка  в

               обществе;

            5. Имеют нормативный характер, и  в тех, и в других присутствуют

               санкции,   обеспечивающие   негативные    последствия    для

               нарушителей нормы;

            6.  Представляют  собой  средства  активного   воздействия   на

               поведение людей.

    Исследуя сущность  морали, отмечают, что мораль возникает  из  социальной потребности в  согласовании  поведения  индивида  с  интересами  социального целого, в преодолении противоречия между  интересами  личности  и  общества. Мораль выступает как нормативное осознание  такого  рода  противоречий,  как ответ на эту социальную потребность.

    И право и  мораль обладают  способностью  проникать  в  самые  различные области  общественной  жизни.  Ни  право,  ни   мораль   не   ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей  в широких областях  их  социального  взаимодействия.  Учитывая  это,  а  также принимая   во   внимание   «универсальность»   морали,   ее    «вездесущий», «всепроникающий»  характер,  можно  сделать  вывод   о   том,   что   нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

    Ведь право  возникает и действует, прежде  всего,  в  таких  сферах  как

отношения собственности  и политической власти. Однако они  не  обособлены  от морали. В тоже  время,  действие  права  также  выходит  далеко  за  пределы указанных отношений.

    Следовательно,  право и мораль  не  имеют   специфических  предметно   или

пространственно обособленных сфер  общественных  отношений,  а  действуют  в едином «поле» социальных  связей.  Отсюда  общность,  точное  взаимодействие норм права и морали. Тесная  связь  права  и  морали,  определяемая  едиными сферами общественных  отношений,  не  означает,  что  во  всех  исторических условиях  они  «работают»  однонаправлено,  взаимно  дополняя  друг   друга.

   Реальная картина соотношения права и  морали  может  быть  выявлена  лишь  в результате конкретно-исторического анализа.

    Известно,  что   в  антагонических  общественно-экономических   формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни,  в то время  как  система  права  всегда  выражает  интересы  морали  различных классов.  Мораль  господствующих  классов  поддерживает  правовые  нормы   и принципы,  а   мораль   угнетенных   классов   нейтральна   к   праву,   она противоборствует закрепленным в  праве  социальным  позициям  господствующих классов, связанных, прежде всего с обладанием собственностью и  политической властью.

    Общность права  и морали, порожденная едиными  общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и мораль  формируют эталоны  и  стандарты,   включаемые   в   ценностно-нормативную   ориентацию общества. Предписания  права  и  морали  вырастают  из  деятельности  людей, образуя «связный  ряд  общения»,  приобретающих  в  результате  многократной повторяемости нормативный  характер  и  выступающих  регуляторами  поведения людей. Общность права и  морали  (по  Гегелю)  определяется,  прежде  всего, общностью  их  субстанции  свободы.  С  одной  стороны,  Гегель   определяет посредством понятия свободы  нравственность:  «нравственность  есть  понятие свободы, ставшее наличным  миром  и  природой  самосознания».  С  другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли». Следует подчеркнуть, что все  политические  отношения  всегда  подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и  внешняя  его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)

Информация о работе Олражение норм морали в нормативно-правовых актах