Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа
В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или уполномоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово "procuro" означает "попечение, заведывание, управление", а также "должность прокуратора" – "заведующего, управляющего, распорядителя". Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ......................................................................................................4
1.1. Система организации и структура управления в органах прокуратуры............................................................................4
1.2. Содержание организации работы и управления в органах прокуратуры..........................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................22
2. ЗАДАЧА.............................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................................24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ...................
1.1. Система организации и структура управления в органах прокуратуры...................
1.2. Содержание организации работы и управления в органах прокуратуры...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
2. ЗАДАЧА........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или уполномоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово "procuro" означает "попечение, заведывание, управление", а также "должность прокуратора" – "заведующего, управляющего, распорядителя". Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона "О прокуратуре" прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.
Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
1.1. Система организации и структура управления в органах прокуратуры
В систему прокуратуры РФ входят (ст.11 Закона "О прокуратуре"):
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Кроме того, в структуру Генеральной прокуратуры РФ входят главные управления, управления и отделы на правах управлений или в составе управлений. Начальники главных управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор имеет также советников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.
В структуру Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультационный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ №98 от 05.06.2000 г. в Генеральной прокуратуре РФ были образованы управления в федеральных округах. Такое новообразование являлось реакцией на Указ Президента Российской Федерации №849 от 13.05.2000 г. «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах». В соответствии с упомянутым приказом Генерального прокурора РФ образованы семь самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.
Вновь образованные подразделения обладают статусом самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ и входят в ее состав наравне с другими управлениями и отделами Генеральной прокуратуры РФ. Некоторая особенность этих подразделений, которая проявляется в их организации и функциональной деятельности, не влияет на нахождение их в высшем звене системы органов прокуратуры Российской Федерации.
Следующее звено органов прокуратуры РФ – прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. К ним относятся прокуратуры республик в составе России, прокуратуры краев, областей, округов, специализированные прокуратуры: природоохранные, военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, федеральной пограничной службы РФ и другие военные прокуратуры.
В составе названных прокуратур образуются коллегии, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений помощниками прокуроров субъектов РФ либо приравненных к ним прокуроров. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям.
Последним, но самым многочисленным, звеном в системе органов прокуратуры РФ являются прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры (транспортные, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и другие), возглавляемые соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров – криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей и следователей (в прокуратурах городов следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и в приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.
Следует обратить внимание на некоторую специфику элементов, составляющих структуру органов прокуратуры. В системе органов прокуратуры в силу разных причин отдельные функции выполняются не подразделениями, а лицами, занимающими отдельные должности. Такими структурными единицами, например, являются помощники и старшие помощники прокуроров районов и городов, старшие помощники и помощники прокуроров субъектов РФ. К структурным единицам следует отнести в прокуратурах городов и районов (там, где нет следственных подразделений) следователей, старших следователей, а в прокуратурах городов – также следователей по особо важным делам. К этой же категории должностей следует отнести и помощников Генерального прокурора РФ по особым поручениям. Таких же помощников имеют и его заместители. Могут быть введены такие должности и в прокуратурах субъектов РФ. С принятием Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Генеральной прокуратуре РФ появились должности советников Генерального прокурора РФ. Совпадение структурной единицы с должностью вытекает из практики управления в органах прокуратуры, при которой одновременно утверждалась структурная единица и должность.
В системе органов прокуратуры подразделения, отдельные сотрудники выполняют различные функции. Значительная и основная их часть выполняет надзорные функции. К ним относятся подразделения и должностные лица органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за:
– исполнением законов;
– соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;- законностью судебных постановлений по уголовным, гражданским и арбитражным делам;
– исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;- исполнение законов судебными приставами.
Подразделения и должностные лица, осуществляющие функцию надзора объединены в систему органов прокурорского надзора. Поэтому существует различное понимание системы органов прокуратуры и системы органов прокурорского надзора. Последняя – часть системы органов прокуратуры. Прокуратура в целом выполняет не только функции надзора, но и уголовного преследования, участия в суде, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и некоторые другие.
Рассматривая вопрос о системе органов прокуратуры, следует иметь ввиду, что под системой понимается множество элементов взаимосвязанных между собой и представляющих целостное единство. И в этой связи под системой органов прокуратуры необходимо понимать не только совокупность составляющих ее органов, но также их местоположение в структуре и соотношение между собой, их организационные связи и управленческие отношения.
Упорядоченность и объединение органов и подразделений прокуратуры в организационное единство происходит посредством распределения функций, полномочий, установления взаимоотношений между элементами структуры. Поэтому функции, полномочия, взаимоотношения представляют собой взаимосвязи элементов структуры, основным содержанием которых является их взаимодействие.
Рассмотрение связей как внутри системы прокуратуры, так и с другими социальными системами, приводит к убеждению, что они могут быть расположены по вертикали, связывая элементы внутреннего управления, и по горизонтали, поддерживая связь с однопорядковыми системами внутри прокуратуры и с другими социальными системами.
Использование вертикальных и горизонтальных связей элементов структуры основано на отношениях субординации и координации, т.е. подчинения и согласования поведения субъектов отношений. Характер взаимосвязей определяет линейно-функциональный тип построения организационной структуры. Как увидим далее, именно по такому типу построена структура органов прокуратуры в России.
Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов, подразделений и единиц. Звенья каждого нижнего уровня находятся в непосредственном (линейном) подчинении по отношению к руководителю вышестоящего уровня. В этом случае каждый работник прокуратуры подчинен и подотчетен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Линейный руководитель отвечает в соответствии с принципом единоначалия за весь объем деятельности вверенных ему органов и подразделений.
Линейная структура достаточно эффективна, так как строится на четких и простых взаимосвязях подчинения. По такому принципу в органах прокуратуры строятся взаимоотношения, распределяются полномочия, функции между прокурорами (их заместителями) и возглавляемыми аппаратами органов прокуратуры соответствующего уровня. По такому же принципу построены организационные структуры в главных управлениях, управлениях и отделах органов прокуратуры субъектов РФ и в аппарате Генеральной прокуратуры РФ.
Учитывая, что система органов прокуратуры состоит из таких уровней или звеньев как прокуратуры районов, городов, прокуратуры субъектов РФ, приравненных к ним прокуратур и Генеральной прокуратуры РФ, вне организационной структуре следует различать ступени руководства или ступени управления. В данном случае можно утверждать, что структура управления органами прокуратуры является в основном трехзвенной. В то же время наличие, например, в системе органов прокуратуры специализированных прокуратур (на правах областных) свидетельствует, что организационная структура может быть и двухзвенной. Число уровней в организационной структуре оказывает прямое влияние на эффективность управления этой структуры: чем меньше уровней, тем более эффективно управление.
Однако усложнение задач деятельности органов прокуратуры, развитие специализации обусловило возникновение и развитие функциональной организационной структуры. Составными элементами такой структуры являются специализирующиеся на определенных видах деятельности органы, подразделения, структурные единицы. К ним относятся прокуратуры, осуществляющие прокурорский надзор в пределах, определяемых специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.
Составляющими функциональную структуру элементами, кроме того, являются помощники и старшие помощники прокуроров районов и городов, прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений (главных управлений) прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ, помощники и старшие помощники прокуроров субъектов РФ, а также Генерального прокурора РФ, объединяемые и взаимосвязанные между собой одним основным видом деятельности.
Информация о работе Организация работы и управления в органах прокуратуры