Основные этапы науного исседования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:18, контрольная работа

Описание

Научное исследование – процесс изучения и познания действительности, связей между отдельными явлениями окружающей среды и их закономерностей. Познание является сложным процессом сознанию людей. Оно, по сути, представляет собой движение к более точным и полным знаниям. Этот путь возможно пройти при помощи научных исследований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Этапы научного исследования
1.1. Первый - наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования.
1.2. Вторым этапом исследовательской работы является ознакомление с проблемой посредством литературных источников.
1.3. Третий этап — уточнение темы и составление плана научно-исследовательской работы - введения..
1.4. Четвертый этап — накопление и обработка материалов
1.5. Пятый этап - анализ результатов исследования и оформление научно-исследовательской работы.
1.6. Шестой этап - оценка эффективности исследования.
Заключение…………………...………………………………………………
Список литературы….……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Основные этапы научного исследования (1).doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, если во введении удается показать, где происходит граница между  знанием и незнанием о предмете исследования, то уже бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее основную суть.    

 Следующий логический шаг - формулирование проблемы. В научном смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов юридической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.   

 Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что раньше не было изучено?    

 Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет.

Объект в  гносеологии - это то, что противостоит познающему субъекту, т.е. автору исследования. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта выступает как результат применения субъектом определенных способов познавательной деятельности, логических операций.  

 Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с объектом, проверяется через материальную практическую деятельность.   

  Определяя объект исследования мы отвечаем на вопрос: что исследуем? 
Таким образом, объект исследования, это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для специального изучения.

Предмет исследования. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте. Это то, что находится в границах объекта исследования.

Объект и  предмет исследования как категории  научного процесса познания соотносятся  между собой как общее и  частное, поскольку в объекте  выделяется та часть, которая и служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. 
 Из предмета исследования вытекают цель и задачи исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде:

Первая  задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Задач в исследовательской  работе не должно быть много. Это обычно делается в форме перечисления (например, изучить …, описать …, установить …, выяснить …, вывести формулу …, определить зависимость … и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач будущего исследования.   

 Задачи исследования характеризуют работу со стороны планируемых результатов, целей, которые ставит перед собой исследователь. Задачами исследования могут быть: описание, выявление, разработка, обоснование, уточнение, дополнение, систематизация, совершенствование, развитие, конкретизация, анализ (концепции, подхода, метода, содержания образования и т.д.). 
   Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Гипотеза - это  научное предположение, истинное значение которого неопределенно. Она представляет собой возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми объектами.

    Научная гипотеза представляет собой научно обоснованное предсказание о ходе и результатах исследования, которое может превратиться в научную теорию. Построение гипотезы является одним из наиболее трудных этапов исследования.

Гипотезы бывают:

описательные (предполагается существование  какого-либо явления);

объяснительные (вскрывающие причины его);

описательно-объяснительные.

К гипотезе научного исследования предъявляются  следующие определенные требования:

она не должна включать в себя слишком  много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной  необходимости;

в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой  и относиться к широкому кругу явлений;

требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Формулируя  гипотезу, важно отдавать себе отчет  в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей  гипотезы:

адекватность  ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит исследователя от проблемы);

правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся  знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

проверяемость.    

 Итак, гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической поверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т. д.   

 В первоначальном плане исследовательской работы должны быть указаны отдельные исследуемые вопросы, перечислены используемые в работе методы исследования и обработки их результатов, а также каким путем результаты исследования будут внедряться в практику.

Далее рассматривает вопрос о методике исследования, поскольку с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало ставить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, а есть конкретные методики исследования различных объектов, явлений, процессов.

Методика  – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с  ее помощью результатов. Она зависит  от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.

Невозможно сразу составить  программу исследования и методику:

во-первых, без уяснения, в каких внешних  явлениях проявляется изучаемое  явление, каковы показатели, критерии его развития;

во-вторых, без соотнесения методов исследования с разными проявлениями исследуемого явления.

Только  при соблюдении этих условий можно  надеяться на достоверные научные  результаты и выводы.

В ходе исследования составляется программа, в которой должно быть отражено:

какое явление исследуется;

по  каким показателям;

какие критерии исследования применяются;

какие методы исследования используются;

порядок и регламентация применения исследователем тех или иных методов.

Таким образом, методика – это своего рода модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается исследователем для каждого этапа исследования. При выборе методики учитывается множество факторов и, прежде всего, предмет, цель, задачи исследования.

Методика  исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру специфических компонентов.

Основные компоненты методики исследования:

теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой  строится вся методика;

исследуемые явления, процессы, признаки, параметры, факторы;

субординационные  и координационные связи и  зависимости между ними;

совокупность  применяемых методов, их субординация и координация;

порядок и регламентация применения методов  и методологических приемов;

последовательность  и техника обобщения результатов  исследования;

состав, роль и место исследователей в  процессе реализации исследовательского замысла.

Умелое определение  содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения, взаимной связи  и есть искусство исследования. Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы. Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

Эти выводы должны отвечать следующим  методическим требованиям:

быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

При формулировании выводов исследователю  очень важно избежать двух нередко  встречающихся ошибок:

своеобразного топтания на месте, когда  из большого и емкого эмпирического  материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;

непомерно широкого обобщения полученных результатов, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие  выводы. 

 Важнейшей характеристикой  исследования является его результат - совокупность идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Результат исследований отражает достигнутый уровень знаний, фиксирует элементы его приращения. Он должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания.  

 К первоначальному плану должен быть предложен и календарный план исследовательской работы. Успех любого научного труда во многом зависит от того, насколько правильно исследователь сумеет спланировать выполнение каждого этапа своего исследования в определенные сроки и насколько строго он будет их придерживаться.   

 1.4. Четвертый этап — накопление и обработка материалов

 

Четвертым, главным этапом исследования является накопление материала для проверки обоснованности выдвинутой гипотезы. Для собирания нужных материалов используются весьма разнообразные методы.   

 На данном этапе собранные материалы обрабатывают статистически: на основе сведений, полученных об отдельных изучаемых явлениях, определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом.   

 После сведения результатов исследования может быть выяснено, что полученные данные недостаточно достоверны и возникает необходимость в дополнительном сборе материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений или экспериментов. При этом необходимо иметь в виду, что дополнительные наблюдения или эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные.  

 

 

1.5. Пятый  этап - анализ результатов исследования и оформление научно-исследовательской работы.

Письменное  изложение работы происходит на основе расширенного плана, который по мере надобности, дополняется и исправляется. 

Одно лишь правильное, логичное построение хода научной работы не гарантирует правильной логики исследования. Логика исследования - это прежде всего логика отбора и анализа фактов действительности. Самым крупным недостатком научной работы является то, что чаще всего в них ограничиваются лишь описанием юридических явлений (фактов), без осмысления их сущности, причин и связей с другими процессами и явлениями. Если и делаются попытки анализировать юридических явлений (фактов), то в большинстве случаев это сводится к анализу обычных и только видимых сторон.

Информация о работе Основные этапы науного исседования