Основные классификации политических режимов в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие «политический режим»……………….……………………………………..5
2. Классификация политических режимов……………………….……………………..8
2.1. Демократический режим ……………………………………….…………………..11
2.2. Авторитарный режим.….…………………………………………………………...15
2.3. Тоталитарный режим………..……………………………………………………..17
3. Политический режим России ………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….............25
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для интернета.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Основные классификации  политических режимов в современном  мире
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Понятие  «политический режим»……………….……………………………………..5

2. Классификация  политических режимов……………………….……………………..8

2.1. Демократический режим ……………………………………….…………………..11

2.2. Авторитарный режим.….…………………………………………………………...15

2.3. Тоталитарный режим………..……………………………………………………..17

3. Политический  режим России ………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….............25

Глоссарий………………………………………………………………………………...26

Список  использованных источников…………………………………………………...31

Приложения……………………………………………………………………………..32 

     Введение       

     Проблемы  политической жизни государства  всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства. В своем многообразии сами государства очень не похожи друг на друга: от демократических до деспотических, - они различаются, в первую очередь, совокупностью используемых ими приемов и методов осуществления власти, обуславливающей множество других отличий.

     Государство и право – это сложные, но взаимосвязанные  явления. В своей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе реализации наших прав, свобод и обязанностей. Однако руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют, и какова их внутренняя природа. Для человека, не являющегося юристом это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что представляет собой государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования.

     Учитывая  сказанное, можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы познакомиться  ближе с механизмом взаимодействия и функционирования государства  и права, а точнее осветить основные политические режимы в современном  мире. Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим является важнейшей составной частью политического режима существующего в обществе.

 «Он  является наиболее динамичной  составной частью формы государства, чутко реагирующий на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической, социально – политической среде, в частности, в соотношении социально – классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства»1.

        Политический режим – понятие  более широкое, поскольку включает  в себя методы государственного  властвования и характерные способы  деятельности негосударственных  политических организация (партии, движения).

       Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Венгеров А.Б.,

Марченко  М.Н., Петров В.С., Лазарев В.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством. Целью автора является знакомство и обобщение известной литературы касающейся политических режимов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

_____________________

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зеркало, 1997. С.98

     Основная  часть

  1. Понятие политический режим

                        

         Термин «политический режим»  появился в 1960 – 1970гг. В юридической  литературе отсутствует единый  подход к пониманию термина «политический режим». Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства.

Некоторые авторы считают, что политический режим  является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима». В.С. Петров вводит термин «политический режим» в триаду формы государства.

Понимая так форму государства, он дает определение  ее трех элементов:

«Форма  правления – это организация  верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и  принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма государственного устройства – это  административно – территориальная и национально – государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический  режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».

Другие  авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. «Под формой государства понимается  в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления».

Первая  точка зрения стала ведущей в  теории государства и права.

Необходимо  заметить, что при характеристике формы того или иного государства полный ответ можно дать лишь тогда, когда мы рассматриваем форму государства, учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует, что без рассмотрения политического режима нельзя до конца понять форму того или иного государственного образования.

«С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием».

        По определению Юридического словаря, политическим режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании».

Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. Так  в рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга.

«В отличие  от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивающих привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев».

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свою форму».

По учению Платона, появление частной собственности  ведет к тимократии, т.е. господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито – спартанский  тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в  олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Именно демократию Платон считал одной из «испорченных» форм государства. И наконец, «демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность – тиранию». Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленник народа».

     Античный философ Аристотель  – учение Платона, имел свои  взгляды. Он делил государства  «по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды)».

      В современном мире можно говорить  о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. «О  характере режима, существующего  в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

-    способы и порядок формирования  органов государственной власти;

- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;

- степень  гарантированности прав и свобод  граждан;

- роль права в жизни общества и решении государственных дел;

- место  и роль в государственном механизме  армии, полиции, контрразведки,  разведки и других аналогичных  им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно – политической жизни,  в управлении государством;

- основные  способы разрешения возникающих  в обществе социальных и политических  конфликтов».

      Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующее определение:

политический  режим – это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

     2. Классификация политических режимов

 

     Античный философ  Аристотель дает два критерия, по которым  можно провести классификацию:

     по  тому, в чьих руках  власть

     по  тому, как эта власть используется

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами  соответствующего государства, но и  нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д..

Информация о работе Основные классификации политических режимов в современном мире