Основные классификации политических режимов в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие «политический режим»……………….……………………………………..5
2. Классификация политических режимов……………………….……………………..8
2.1. Демократический режим ……………………………………….…………………..11
2.2. Авторитарный режим.….…………………………………………………………...15
2.3. Тоталитарный режим………..……………………………………………………..17
3. Политический режим России ………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….............25
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для интернета.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

 Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом.

Эта идеология  соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными  органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы.

В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или  коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

         «Один из критериев определения  вида политического режима является  правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме или царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих», направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной ответственности органов государства и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые осуществляются за этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера. Политический режим, как правило, всегда является политико – правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых и антиправовых формах он предстает перед исследователем.

Именно  конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных  актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи политического  режима и его правовой формы, подкрепленной  историческим анализом и теоретическим  рассуждениями в рамках современного социального значения, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства государства)».2

 Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства и власти, с одной стороны, и общества и граждан – с другой. В условиях демократии гражданское общество имеет прочные рычаги давления на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Используются и другие критерии, позволяющие выявить сущностные различия политических режимов, например плюрализм, идеология, формы общественной мобилизации, принципы политического руководства обществом, тип легитимности, способы урегулирования конфликтов.  
 
 
 
 
 
 

_____________________

2 Теория государства и права: учебник для вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.

     2.1. Демократический  политический режим

 

         В переводе с греческого «демократия»  означает «власть народа». Более  развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном – правление народа, избранное народом и для народа.          

«Собственно демократический режим – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством».3

     «Среди теоретиков режимов также  нет полного единства в том,  что следует понимать под демократической  формой правления. Однако большинство  исследователей склонно проводить  принципиальную грань между традиционно - греческой и современной, или либеральной формой демократии. Греческая (или античная, прямая,  также полисная – существует множество различных терминов) демократия несомненно допускает прямые и равные выборы правителя.

     Такая демократия мало чем напоминает современную, отличительное свойство которой – либерализм, проявляющийся в уважении и легитимной защите прав оппозиции, прав на выражение и отстаивание мнения тех, кто в настоящий момент находится в меньшинстве, права ставить под сомнение правильность курса действующего правительства и отстаивать необходимость альтернативной политики. Особенностью отражающей специфику современной демократии является – возможность участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современной демократии. Таким образом, в отличии от античной, современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно.  

_____________________

3 Теория государства и права: учебник для вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.

Либерализм  современной демократии может быть пояснен с помощью выявления  универсальных характеристик демократического устройства, каждая из которых иллюстрирует свободу возникновения и волеизъявления оппозиции. А. Пшеворский выделил шесть таких характеристик:

  1. Существование и организация конфликтующих интересов, означающие, в частности, что: а) для защиты своих интересов могут формироваться самые различные группы; б) эти группы имеют гарантированный доступ к политическим институтам; в) соблюдавшие правила, но потерпевшие поражение участники игры не лишаются права на ее продолжение.
  2. Развитие и разрешение конфликтов осуществляется в согласии с правилами, которые определены заранее, являются ясными и доступными для всех участников. В этих правилах определяются: а) особенности допуска к процедуре политического участия; б) возможные направления деятельности, совокупность которых представляет собой признаваемые стратегии поведения; в) критерий, позволяющий ограничить сферу действия конфликта.
  3. Некоторые направления действий исключены в качестве возможных стратегий, как например, постоянное обращение к использованию физической силы. Использование силы регулируется правилами, специально предусматривающими те случаи, в которых это может допускаться. Тем не менее физическая сила все же может быть использована, поэтому демократии могут испытывать чувство страха перед лицом возможности приобретения этой силой статуса независимости.
  4. Как и любая иная система, демократия стремится к стабилизации отношений, возникающих между действиями различных групп и результатами этих действий. Итогом этого стремления оказывается переплетение защищаемых различными  акторами стратегий. Но специфика демократии заключается в том, что здесь каждая группа обладает возможностью самостоятельного выбора стратегии, каждая из которых имеет индивидуальные и вполне осязаемые последствия.
  5. Поскольку каждый индивидуальный и коллективный участник имеет право выбора стратегий, ведущих к различающимся последствиям, результаты конфликта в условиях демократии до известной степени разнонаправлены. Нельзя сказать заранее, какой будет позиция участников в различных типах социальных отношений, включая и производственные.  В условиях демократии капиталисты далеко не всегда одерживают победу в конфликтах; им приходится вести постоянную борьбу для защиты собственных интересов. Одержать победу раз и навсегда оказывается невозможным. Даже занимаемое в политической системе положение не является гарантией преуспевания в будущем. Такое положение может обеспечить определенные преимущества в электоральной конкуренции, но не является достаточным, чтобы обеспечить перевыборы в будущем.
  6. Результаты демократических конфликтов не просто разнонаправлены. Они непредсказуемы, поскольку демократия предоставляет возможность реализации интересов каждой политической группе. Исходя из распределения экономических, идеологических и иных ресурсов, демократическое устройство определяет, у каких из этих интересов существуют наибольшие шансы быть удовлетворительными, у каких – средние а какие – удовлетворить будет почти невозможно».4

    В современных  демократических режимах важную роль играет стабильность. И важнейшим  условием стабильности является –  наличие в его распоряжении достаточных  материальных и духовно – психологических ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого иного режима. В тоже время специфика демократии заключается в том, что ее ресурсы обладают способностью к самовозобновлению в рамках сложившейся системы институтов. Демократия не избавлена от опасностей, но, достигнув состояния стабильности, ей оказывается по силам задача проведения экономических и социальных реформ без существенного потрясения имеющихся норм и институтов.

     _____________________

       4 Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.:1995.

    Один  из наиболее распространенных примеров – Соединенные Штаты в эпоху  Ф. Рузвельта. «Социально ответственное  государство», впервые возникшее  в условиях самого «безответственного» в мире государственного устройства, произвело колоссальные перемены в функционировании экономики и самих структурах общественного мнения.

    Однако  система политической демократии при  этом не только сохранилась в своих  основах, но и получила новый толчок для последующего развития.

    Среди условий стабильности демократии правомерно выделить внутренние (экономические  и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним  условиям демократической стабильности вполне правомерно отнести наличие  такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможности вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. В зависимости от размеров и ресурсов страны, не связанных с характером политической системы и позволяющих ей противостоять потенциальному агрессору, как относительно благоприятные могут рассматриваться самые различные условия. Небольшие по своему размеру и ресурсам страны европейской демократии чувствовали себя относительно комфортно в условиях сложившегося во время «холодной войны» баланса сил мировых держав. Наоборот, сегодня такие страны, как Австрия и Германия, оказавшиеся в окружении модернизирующихся посткоммунистических стран, значительно в меньшей степени застрахованы от пограничных конфликтов, вспышек национализма и многих иных проявлений нестабильности.

          Экономические условия могут  отслеживаться по самым различным критериям. Это и показатель валового внутреннего продукта и социально – экономическое расслоение и рыночная организация экономики и многие другие экономические факторы.  

     2.2. Авторитарный политический  режим

 

        Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель их элитной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

         Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

    Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.

    Существующие  в авторитарных государствах для  ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.

    Представительные  органы на всех уровнях, даже если и  сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

    Господствующую  роль играют вертикальные, иерархическо – бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

    Авторитарный  режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой.

Информация о работе Основные классификации политических режимов в современном мире