Основные классификации политических режимов в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие «политический режим»……………….……………………………………..5
2. Классификация политических режимов……………………….……………………..8
2.1. Демократический режим ……………………………………….…………………..11
2.2. Авторитарный режим.….…………………………………………………………...15
2.3. Тоталитарный режим………..……………………………………………………..17
3. Политический режим России ………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….............25
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для интернета.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

    Относительно  независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

    В мировом  обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно – диктаторский (частное явление в странах Латинской Америки), конституционно – авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно – патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

    Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества.

    Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости.

    Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты.

    В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

    Механизм  утверждения авторитарных режимов  включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процессы (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш).

    Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

     2.2. Тоталитарный политический режим

      

       Тоталитаризм – это режим полного  контроля со стороны государства  над всеми сферами жизни и  общества и каждым человеком  посредством прямого  вооруженного  подписания. Власть на всех уровнях  формируется закрыто, как правило,  одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм – это феномен XX века. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено.

    Формирование  политических тоталитарных режимов  стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда  технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально – экономических кризисов. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего

    теоретического  определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно – политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

    Первые  тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

    Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма  уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип  построения целостного едино  действующего общества. В VII – IV вв. до н.э. теоретики рационализации китайской политико – правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.

    Понятие тоталитарного режима было разработано  в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX века.

    Политическое  значение ему впервые придали  руководители идеологии фашистского движения в Италии. В 1925году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало – фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацисткой Германии, франкистской Испании и в СССР в годы

    сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго – Восточной Европы некоторых государств «третьего мира». Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально – экономической базе и в многообразных культурно – идеологических средах.

    Они могут быть следствием военных поражений  или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

    Западные  политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура  и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

    • всеобщая государственная идеология;
    • одна массовая партия, возглавляема харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
    • монополия государства на средства массовой информации;
    • монополия государства на все средства вооружения;
    • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
    • жестко централизованный контроль над экономикой.

    Отдельные из приведенных признаков того или  другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство  их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX веке они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и в Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают.

    Не  может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально – политической жизни плюрализм.

    Насильственно демонстрируются социально –  классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения в котором исчезают, обезличиваются социально – групповые классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

    Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

    - глобальная  централизация публичной власти  во главе с диктатором;

    - господство  репрессивных аппаратов;

    - упразднение  представительных органов власти;

    - монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно – политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

    Для тоталитарных режимов характерна - монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

    «Среди  всех когда – либо существовавших в мире тоталитарных режимов могут быть выделены, по меньшей мере, три основные разновидности. Во-первых, это национал – социализм, прежде всего, в Германии. Во-вторых, коммунизм, оказавшийся значительно более распространенным и исторически устойчивым. Два наиболее очевидных и бросающихся в глаза примера – СССР и Китай, однако в этом же ряду исследователи нередко называют режим Кваме Нкруме в Гане и некоторые другие африканские режимы, Румынию и Албанию в Восточной Европе, Кубу в Латинской Америке. В-третьих, это тоталитарная теократия, представленная, прежде всего, фундаменталистским режимом аятоллы Р. Хомейни в постреволюционном Иране. Для всех этих режимов в той или иной степени свойственны характеристики тоталитаризма. Однако выделенные режимы обладают и своеобразием, что можно проследить по следующим основным направления:1) природа идеологии режима и способы ее воздействия на политический процесс; 2) концепция и внутреннее устройство тоталитарной партии; 3) основные черты и социальный состав правящей элиты, роль лидера; 4) степень государственного контроля экономики и силовых ресурсов; 5) пути прихода режима к власти, или его происхождение». 5      

    Тоталитарные  политические режимы, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. Все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально – демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

      
 
 

     _____________________

       5 Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.:1995.

     3. Политический режим России

 

     «Функционирующая в России общественно – политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых – репрезентативность (представительность) власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества».6 

     Особенностью  современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

     «Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются не интересы партий, а социально – экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти. В российском обществе происходила борьба между требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. В итоге складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный для общества торг между реальными политическими и экономическими факторами».7 

_____________________

6 Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результата. / А.Ю. Мельвиль. – Космополис. М., 2000.

7 Политология: курс лекций в 3-х ч. / Н.А. Баранов. – СПб.: БГТУ, 2004.

     «Политический режим современной России может  быть охарактеризован как демократический  с устойчивыми авторитарно – олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма».8

Информация о работе Основные классификации политических режимов в современном мире