Основные модели государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 01:54, реферат

Описание

Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства. Государственная власть выражается в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Содержание

Введение
Глава I. Государственный аппарат: понятие и основные признаки
Модели государственного аппарата в юридической науке
Органы государственного аппарата
Глава II. Особенности государственного аппарата на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

механизм.docx

— 47.54 Кб (Скачать документ)

Министерство науки образования  Российской Федерации

ФГАОУ «Северо – восточный  федеральный университет им М.К. Аммосова»

Исторический факультет

Кафедра политологии

 

 

Реферат

на тему:

Основные модели государственного аппарата.

 

 

 

Выполнил: студент 5 курса,

Проверила: Бурнашева Н.И.

 

 

Содержание:

Введение

Глава I. Государственный аппарат: понятие и основные признаки

    1. Модели государственного аппарата в юридической науке
    2. Органы государственного аппарата

Глава II. Особенности государственного аппарата на современном этапе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Государственный аппарат:

понятие и основные признаки.

«Государственная власть не есть чья-либо воля,

а сила, вытекающая из сознания гражданами

 их зависимости от  государства»

Н.М.Коркунов*

 

Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства. Государственная власть выражается в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Власть реализуется в  определенных отношениях, которые называются властными отношениями. В соответствии с прогрессивными гуманистическими доктринами функционирование государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граждан в органах власти; разделение властей; гласность и открытость; профессионализм и компетентность; законность; демократизм.

В юридической науке понятия  «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы. Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.).

Если политический режим  выражает содержание государственной  власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", или "вещество", из которого состоит государство, - это аппарат власти, государственные  органы, учреждения и организации.

Механизм государства - это  система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Механизм государства  не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.  Современное государство — скорее механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, чем «аппарат насилия одного класса над другим».

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные органы управления, обладающие властными полномочиями, государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

     Элементом  (ячейкой) механизма государственной  власти является человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства массовой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закрепленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

     Обобщая подходы  к изучению механизма государства,  можно выделить три наиболее  значительные концепции относительно понятия «механизм государства».

      Первая  из них — это концепция широкого  и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

     Вторая концепция  — традиционная, рассматривающая  механизм государства только  как аппарат государственной  власти.

     Третья концепция  — расширительная, характеризующая  механизм государства как систему  всех государственных органов,  организаций, предприятий и учреждений.

     Механизм государства  обладает следующими признаками (свойствами):

♦ Чиновничий аппарат –  как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой  управление - основное занятие. Они  наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются  специальным нормам, установленным  государством.

♦ Единство и Соподчиненность  структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную  компетенцию, структуру, являются частями  одного целого, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоящих. Взаимоотношения между государственными органами могут строиться как на началах координации (между Федеральным Собранием - парламентом РФ и законодательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных звеньев  механизма и превращение их в  доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

♦ Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными  для всех полномочиями.  Выступая от собственного имени,  государственный  орган действует как орган  государственного властвования.

♦ Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных  и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

♦ Единство целей и задач  для всех составных частей механизма  государства. Он создается для осуществления  функций государства, и эта связь  наиболее ощутимо сказывается в  конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».

Теория разделения властей

   Механизм (аппарат)  современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судебную власти.

   Долгое время теория  разделения властей рассматривалась  советской наукой исключительно  как буржуазная (реакционная), как  «нелепость вроде квадратуры  круга» и по этой причине  отрицалась.

   Принцип разделения властей - это рациональная   организация  государственной  власти   в демократическом   государстве,   при   которой   осуществляются  гибкий   взаимоконтроль   и   взаимодействие   высших  органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.1(1 Алексеев С.С.  и др. Теория  государства и  права.  М.   1997.  С. 139).

    Наиболее полное  и последовательное отражение  данный принцип нашел сначала  в конституциях штатов (Вирджинии — в 1776 г., Массачусетса — в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

    Основоположниками  классического варианта теории  разделения властей называют  Дж.Локка и Ш.Монтескье.

       Джон  Локк (1632 - 1704 гг.) - английский философ.  Он в своих произведениях, в  частности «О государстве», разделил  государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отношения. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Дж.Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.»

      Шарль Монтескье  (1689 - 1775 гг.) - французский мыслитель,  который в своих трудах («О  разделении властей») обосновал идею, что для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной власти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

     Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

     Причем каждая  из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.

    Среди высших  государственных органов, осуществляющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы ликвидировать возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным) органам.

     Исполнительную власть осуществляют глава государства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения законов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение Конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

    В отличие от  законодательной  власти,  носящей  первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («administrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

    Существенные  признаки исполнительной власти  — это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Информация о работе Основные модели государственного аппарата