Судебная власть
- это система независимых государственных
органов - судов, призванных от имени государства
осуществлять правосудие, разрешать в
судебных заседаниях все возникающие
споры и конфликты. В систему органов судебной
власти входят суды общей юрисдикции,
конституционные и арбитражные суды. Судьи
независимы и подчиняются только конституции
и закону. Законодательство в правовом
государстве, как правило, предусматривает
несменяемость и неприкосновенность судей.
В системе органов
государственной власти суд занимает
особое место. Это особое место определяется
самими задачами суда, его назначением,
а также принципами организации и осуществления
судебной деятельности. Существенная
особенность судебной власти, которая
и определяет ее справедливость, состоит
в особой процедуре (методах) осуществления.
Она сводится к тому, чтобы, как писал видный
русский государствовед Б. Н. Чичерин,
держать весы, равные для обеих сторон,
разобрать права и требования каждой и
окончательно постановить свой приговор.
Суд выполняет
специфическую (принадлежащую только
ему) государственную функцию - осуществление
правосудия. Он рассматривает в установленном
законом порядке уголовные и гражданские
дела, решает вопрос о виновности привлеченных
к ответственности лиц. Как правило, результатом
судебной деятельности является применение
мер государственного принуждения к правонарушителям.
Таким образом, суд обеспечивает исполнение
норм права, причем присущими только ему
специфическими средствами и методами.
Исключительность
судебной власти проявляется
в том, что только суд (и
никто другой) осуществляет правосудие.
Судебная власть
- независимая ветвь государственной
власти, осуществляемая путем гласного,
состязательного рассмотрения и разрешения
в судебных заседаниях споров о праве.
Роль судебной власти в механизме разделения
властей состоит в сдерживании двух других
властей в рамках конституционной законности,
прежде всего, путем осуществления конституционного
надзора и судебного контроля.
Государственные
органы всех трех ветвей власти
в пределах своих полномочий
самостоятельны, они взаимодействуют
между собой, сдерживают и уравновешивают
друг друга.
Государственные
органы законодательной, исполнительной
и судебной ветвей власти обеспечивают
выполнение функций государства, что требует
четкого их взаимодействия, поскольку
у каждой из властей главной и конечной
целью деятельности являются интересы
человека, гражданина. Без четкой взаимосвязи
добиться этой цели невозможно.
Для судебной
власти правоограничивающие средства
определяются в Конституции, процессуальном
законодательстве, его гарантиях и принципах
(презумпция невиновности, право на защиту,
равенство граждан перед законом и судом
и др.)
Применительно
к законодательной власти используется
довольно жесткая юридическая процедура
законодательного процесса, регламентирующая
ее деятельность от законодательной инициативы
до подписания и вступления в силу того
или иного законодательного акта. В системе
сдерживающих факторов важную роль может
играть президент, подписывающий законы
и имеющий право применения отлагательного
вето при поспешных решениях законодательной
власти. Деятельность Конституционного
Суда также можно рассматривать в качестве
сдерживающей, так как он обязан отменять
все неконституционные акты. Исполнительная
власть (правительство) ограничивается
пределами ведомственного нормотворчества,
запретами на принятие актов, затрагивающих
такие отношения, которые должны быть
урегулированы только законом.
Принцип разделения
властей не абсолютен, государственно-правовые
формы его реализации зависят от национальных
традиций в широком смысле, от конкретной
социально-экономической и политической
ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма
государства, построенного на основе принципа
разделения властей, можно сформулировать
следующие организационно-правовые черты:
♦ единая суверенная
власть принадлежит народу;
♦ отсутствует
орган, в котором концентрировалась
бы вся полнота государственной
власти — законодательной, исполни
тельной и судебной;
♦ независимость
трех ветвей государственной
власти и реализующих ее государственных
органов относительна;
♦ система «сдержек
и противовесов» ограничивает
власть каждого органа государства
и препятствует сосредоточению
власти в рамках какой-либо
ветви власти в ущерб двум
другим ветвям.
2. Аппарат (органы) государства
Понятие и признаки государственного
аппарата
Механизм государства
является материальным выражением
государства, в основе которого находится
государственный аппарат - система
государственных органов.
Государственный
аппарат является основным субъектом
воплощения государственной власти:
посредством его органов государство
осуществляет возложенные на
него задачи, организует и охраняет
общественные отношения.
Как подчеркивал
К. Маркс: «Существование государственной
власти находит свое выражение
именно в ее чиновниках, армии,
администрации, судьях. Если отвлечься
от этого физического воплощения,
она представляет собой лишь
тень, воображение, простое назначение».
Стало быть, государственный
аппарат - это воплощение, выражение государственной
власти подобно тому, как атрибуты монархической
формы правления (трон, скипетр, одежда,
корона) являются ее признаками.
Модели построения государственного
аппарата
Современная юридическая
наука выделяет три основные
модели построения государственного
аппарата:
централизованно-сегментарная,
в которой органами государственной
власти являются только центральные органы,
функционирующие в масштабе всего государства
(президент, парламент, правительство),
а также их представители на местах. Местные
выборные органы рассматриваются в данной
системе как органы местного самоуправления
и имеют особую сферу деятельности. Такая
модель характерна для современных демократических
государств. Она особенно эффективна в
условиях политической стабильности в
стране;
моноцефальная (лат.
«моно» — один, «цефалс» — голова), в которой
вся система государственных органов
едина. Во главе ее стоит лицо или орган,
обладающий всей полнотой власти и наделяющий
ею все нижестоящие органы; преобладает
назначаемость нижестоящих органов вышестоящими;
структура носит жестко иерархический
характер. Вся система государственных
органов персонифицирована и пирамидальна
по своей структуре. Местные органы власти
представляют собой не органы местного
самоуправления, а органы государства.
Подобная модель характерна для диктаторских
режимов и удобна для осуществления массового
террора. Моноцефальная система складывается
обычно в условиях политической нестабильности
в послереволюционные периоды либо в результате
военных переворотов;
монотеократическая,
в которой сочетается единовластие главы
государства, основанное на религиозных
догмах, и длительное сохранение родовых
порядков. Глава государства является
одновременно и высшим духовным лицом.
Отсутствует разделение властей и парламентаризм.
Такая модель характерная для государств,
провозглашающих ислам государственной
религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Целостную систему
государственного механизма составляют
государственные органы, учреждения и
предприятия.
Государственный
аппарат — это часть механизма
государства, представляющая собой
совокупность государственных органов,
наделенных властными полномочиями для
реализации государственной власти.
В структуру
механизма государства кроме
государственного аппарата входят
государственные учреждения и государственные
предприятия.
Государственные
учреждения — это такие государственные
организации, которые осуществляют непосредственную,
практическую деятельность по выполнению
функций государства в различных сферах:
экономической, социальной, культурной,
охранительной и т.п. Очень часто считают,
что государственные учреждения осуществляют
социально-культурные функции в сфере
науки, образования, здравоохранения.
Государственные
предприятия учреждаются для
осуществления хозяйственной деятельности
в целях производства продукции,
либо ее обеспечения, выполнения
различных работ и оказания
многочисленных услуг для удовлетворения
потребностей общества, частных лиц, извлечения
прибыли.
Среди организаций
и учреждений, относящихся к числу "государственных",
есть и неспецифическая часть - организаций
и учреждений, которые выполняют хозяйственные,
научные, социально-культурные задачи,
но которые не имеют властных полномочий.
Особенно велик неспецифический блок
учреждений и организаций в обществах,
где государство выполняет непосредственно
хозяйственную и социально-культурную
деятельность.
Государственный
аппарат специально предназначается
для осуществления государственной
власти, на его структуру и
принципы формирования оказывали
и оказывают влияние различные факторы
экономического, политического, исторического,
религиозного и иного характера, причем
сущностные или функциональные изменения
с неизбежностью требуют совершенствования
государственного аппарата, появления
новых органов государства.
Государственному
аппарату присущи характерные
черты:
♦ наделен специальными
полномочиями по принудительному исполнению
воли государства;
♦ имеет в своем
распоряжении специально обученный
личный состав и технические
средства;
♦ имеет разветвленную
структуру, каждое подразделение
которой выполняет определенные
функции;
♦ строится на
основах четкой внутренней организации
и жесткой дисциплины;
♦ действует на
основе Конституции и законов
в том случае, когда принуждение
необходимо;
♦ находится под
контролем государства.
Принципы организации
и деятельности государственного аппарата
Вся сложная,
многообразная система государственного
аппарата взаимосвязана общими
принципами организации и деятельности.
Принципы организации
и деятельности государственного
аппарата - это основные идеи, исходные
положения, определяющие подходы к формированию
и функционированию государственных органов.
Можно выделить
следующие основные принципы:
1. Принцип приоритета
прав и свобод человека.
Этот принцип
предполагает соответствующие обязанности
государственных органов, их служащих
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы граждан. В современном демократическом
государстве человек, с его правами и свободами,
является высшей ценностью государства,
и поэтому оно ответственно перед гражданином
за создание условий для свободного и
достойного развития личности.
2. Принцип демократизма.
Этот принцип
предполагает, прежде всего, широкое
и активное участие граждан
в формировании и организации
деятельности органов государственного
аппарата. Демократизм обеспечивает равные
возможности, с учетом личностных качеств
человека, для участия в управлении государством,
вне зависимости от политических, религиозных
и иных взглядов.
3. Принцип законности.
Этот принцип
выражает такое состояние общества,
при котором государственные
органы с одной стороны и
граждане - с другой, обязаны строго
соблюдать Конституцию, законы и подзаконные
акты. Толкование и применение правовых
актов на всей территории государства
должно быть единообразным. Все нормативные
правовые акты должны быть подчинены Конституции
и законам. Гарантия прав и свобод человека
отражает состояние законности. Без наличия
такой гарантии говорить о принципе законности
нет оснований.
4. Принцип профессионализма.
При помощи
этого принципа создаются благоприятные
условия для подбора и использования наиболее
квалифицированных работников в государственном
аппарате. Наличие высокопрофессиональных
служащих, прогрессивная организация
их труда обеспечивают высокую эффективность
деятельности органов государственного
аппарата.
5. Принцип разделения
властей.
Этот принцип
предусматривает разделение государственной
власти на: законодательную; исполнительную;
судебную.
Тем самым
создаются механизмы, противодействующие
произволу, беззаконию и со стороны тех
или иных органов государственного аппарата.