Основные модели государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 01:54, реферат

Описание

Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства. Государственная власть выражается в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Содержание

Введение
Глава I. Государственный аппарат: понятие и основные признаки
Модели государственного аппарата в юридической науке
Органы государственного аппарата
Глава II. Особенности государственного аппарата на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

механизм.docx

— 47.54 Кб (Скачать документ)

     Юридическая  наука называет еще ряд принципов,  таких как легитимность, научность, учет и контроль и др.

Формы деятельности государственного аппарата

     Государственный  аппарат осуществляет свою деятельность  в двух формах: организационной и правовой.

     Организационная  форма деятельности государственного  аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы и т. п.

     Правовая форма  деятельности государственного  аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Основными правовыми формами деятельности механизма государства является правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность

     Правотворческая  деятельность - это особая форма  деятельности компетентных органов  государства, в ходе которой  разрабатываются, устанавливаются нормы права, посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

     Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.

     Правоохранительная  деятельность является особой  разновидностью государственной  правовой деятельности, которая  осуществляется специально уполномоченными  государственными органами с  целью обеспечения законности  и правопорядка в обществе, охраны  и защиты права путем применения  юридических мер воздействия к правонарушителям.

    Государственному  аппарату повсеместно присуща  тенденция к отчуждению от  простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.

    Отмеченные недостатки  присущи и формирующемуся в  России постсоветскому государственному  аппарату.

    Основными формами  и направлениями борьбы против  традиционных и новых пороков  государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм  и процедур в организации и  деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.

 

3.  Государственный орган

Общая характеристика и признаки государственных органов

     Государственный аппарат создается для осуществления функций государства. Он представляет собой сложную систему государственных органов, непосредственно  осуществляющих  управленческую деятельность, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией - установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

     Система государственных  органов, их компетенция и т.д.  в существенной мере зависят  от типа и формы государства. Конкретные очертания организационной структуры зависят от различных объективных и субъективных условий и факторов, в числе которых общественные функции государства и проводимая им государственная политика, внутренние условия и факторы самого управления (человеческий потенциал, информационное обеспечение, демократизм, стиль управления) и др. 

     К органам  государства относятся: органы  государственной власти, управления, дипломатические органы, суда и прокуратуры. Механизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.

     Государственный  орган выступает в качестве  системообразующего элемента меха-низма государства, связанного с формированием и реализацией государственно-управляю-щего воздействия и, следовательно, организационной структуры государственного управления.

     Существуют  различные характеристики государственного  органа:

 Функциональная –  госорган как структура, выполняющая  определенные функции государства;

Юридическая – как структура, наделенная определенной компетенцией (совокупностью функций и полномочий), государственно-властными полномочиями;

Социологическая - госорган как коллектив людей, выделенный обществом в порядке общественного разделения труда для выполнения задач в сфере государственного управления и деятельности.

Организационная – определенная структура рассматривается с  позиций организации ее элементов  и их взаимосвязей в связи с  принадлежностью к государственному аппарату.

     Государственный  орган представляет собой формально  созданную государством структуру  власти, для осуществления определенных  функций государства и наделением  её властными полномочиями государства.  В связи с этим надо различать  государственный орган, который  создает и реализует управленческие  решения, и государственные учреждения, организации и предприятия, осуществляющие  и создающие материальные, социальные  и духовные продукты и услуги.

     Как уже  отмечалось, механизм государства  состоит из различных частей  и блоков, где основным элементом  является орган государства, который:

   ♦ занимает определенное  место в иерархической системе  механизма государства;

   ♦ выполняет определенные  функции;

   ♦ имеет свою  структуру;

   ♦ наделен властными полномочиями.

     Возглавляют  систему государственные органы: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ (Госдума и Совет Федерации); Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ.

     Иногда граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными  полномочиями и именуются должностными лицами (например, капитан корабля).

     Государственный  орган — это составная часть  механизма государства, которая  имеет собственную структуру,  определенные законом полномочия  по управлению конкретной сферой  общественной жизни, и тесно  взаимодействует с другими элементами  государственного механизма.

     Государственный  орган - это наделенный властными полномочиями элемент механизма государства (государственного аппарата), участвующий в осуществлении функций государства.

     Это первичное  и важнейшее звено механизма  государства, играющее ведущую роль в реализации задач и исполнении функций государства.

    Для государственного  органа характерны определенные признаки:

Обладает определенной самостоятельностью;

Образован и действует на основе правовых актов;

Выполняет присущие только ему задачи и функции;

Наделен властными полномочиями;

Имеет внутреннее строение (структуру);

Имеет материальную базу,  финансовые средства, источник финансирования.

     Государство  — в его человеческом измерении  и рациональном понимании — состоит из свободных индивидов — граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы (соединения, совокупности) граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их.

     В институционально-властном  плане государственный орган,  учреждение, должность (должностное  лицо) — это структурная часть  механизма (аппарата) государственной  власти, наделенная определенным  объемом государственно-властных правомочий (компетенцией).

     Все государственные  органы, учреждения, должности и  т.д., составляющие механизм (аппарат)  государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные правомочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих правомочий и т.д. определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

     Система государственных  органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными правомочиями.

     В иерархизированной системе государственных органов, учреждений и должностных лиц каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.

    Компетенция государственного  органа (учреждения, должностного липа) — это совокупность его государственно-властных  правомочий, т.е. его права и  обязанности. Причем права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера.

     Основания  формирования государственных органов

     В формировании  определенного типа государственных  органов используется несколько  организационных оснований:

   ♦ Линейное основание  – создается строго формализованная  структура с преобладанием вертикальной  подчиненности государственных  органов в виде строгой иерархической  пирамиды, с наличием строгого  единоначалия и единства распорядительства,  устойчивая и эффективная для  проведения властных требований. При данном основании построении  органа управления слабо выражены обратные связи, наблюдается его узкая направленность, что снижает универсальность и эффективность.

   ♦ Функциональное  основание – образуются государственные  органы специально приспособленные к ведению конкретных функций управления, что позволяет подбирать высоко профессиональных специалистов. Отрицательным является для этого основания сложности в межфункциональной координации, которая ограничивает достоинства специализации в ведении отдельных функций управления.

   ♦ Линейно-функциональное  основание – сочетание двух  предыдущих оснований дает возможность  создавать структуру, в которой  одни органы принимают и властно  проводят в жизнь управленческие  решения, а другие обеспечивают  их информацией консультативного, статистического, координационного  и другого свойства, что позволяет  повысить уровень государственного  управления.

   ♦ Программно-целевое  основание – в основе создания  структуры лежит какая-либо цель (совокупность целей), комплексная  программа, выполнению которых  подчиняются все элементы структуры  и их взаимосвязи, что способствует  интеграции интеллектуальных, природных,  производственных, информационных  и иных ресурсов для решения  актуальных общественных вопросов. Это основание получило развитие  в конце прошлого столетия.

   ♦ Матричное основание  – тип структур, связанный, как  правило, с территориальным управлением.  Сочетает в себе  линейное и  программно-целевое управление. Обеспечивает  комплексный подход в управлении  на определенной территории и  дает возможность гибкого, быстро  приспосабливаемого подхода к  активно развивающимся и динамичным  управляемым объектам.

Виды государственных  органов

     Государственные  органы могут быть подразделены  на различные виды и по различным  основаниям.

 

     По структуре  или способу организации они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером может служить нотариат. Сложные, напротив, обладают соответствующей организацией. К ним относятся: Государственно-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведомства и др.

     Органы государства  также можно классифицировать  по субъектам формирования. В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами государства, или иначе первоначальные и производные.

     В зависимости  от территориальной сферы деятельности  органы государства подразделяются  на федеральные, органы субъектов  Российской Федерации, территориальные.

     По наличию  того или иного объема властных  полномочий выделяются: высшие и местные органы государства.

  -» Высшие органы  государства осуществляют властные полномочия на территории всего государства.

  -» Местные органы  государства осуществляют свою  деятельность в пределах административно-территориальных единиц.

Информация о работе Основные модели государственного аппарата