Основные стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель: выявить особенности законодательного процесса в РФ.
Задачи:
- раскрыть понятие и значение законодательного процесса, охарактеризовать его субъекты;
- рассмотреть стадии законодательного процесса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение 5
1.1 Понятие законодательного процесса 5
1.2 Субъекты законодательного процесса 6
2. Основные стадии законодательного процесса 12
2.1 Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания 12
2.2 Подписание и обнародование законов Президентом Российской 17
2.3 Особенности принятия федеральных конституционных законов 20
Заключение 22
Список источников и литературы 24

Работа состоит из  1 файл

законодательный процесс.docx

— 39.43 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие  и субъекты законодательного  процесса, его значение 5

1.1 Понятие  законодательного процесса 5

1.2 Субъекты  законодательного процесса 6

2. Основные  стадии законодательного процесса 12

2.1 Рассмотрение  законопроектов в палатах Федерального  Собрания 12

2.2 Подписание  и обнародование законов Президентом  Российской 17

2.3 Особенности  принятия федеральных конституционных  законов 20

Заключение 22

Список источников и литературы 24

 

 

Введение

 

Законодательный процесс, как  и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным  законом. Его соблюдение является необходимым  условием признания каждого вновь  принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

В юридической литературе имеются различные терминологические  варианты наименования процедуры принятия законов, В.Е. Чиркин, например, говорит  о законодательном процессе и  других формах работы парламента, полагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При  этом он использует термин «процесс законодательства». Конечно, законодательный процесс  отражает и является проявлением  форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности - явно не достаточно.

Законодательный процесс, как  и любой юридический процесс, имеет два значении:

- порядок деятельности (в  данном случае - по созданию закона);

- сама эта деятельность.

Она осуществляется законодательным  органом, либо, в редких случаях, - посредством  процедуры референдума. Законотворчество - более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием  закона, а включает оценку его эффективности  и возможную последующую корректировку.

Наиболее оптимальным  является следующее определение  законодательного процесса - это «упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд  последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных  законов».

Правотворчество государства - одна из форм управления обществом.

Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития. Право оказывает активное влияние  на сознание общества в процессе взаимодействия с ним.

Введение в действие закона означает создание условий, позволяющих  субъектам общества беспрепятственно и эффективно удовлетворять многообразные  интересы и потребности. Это, в свою очередь, приводит к качественному  и количественному изменению  таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых  нормативных регуляторов (т.е. принятии новых законов для регулирования  развивающихся отношений в обществе). Поэтому изучение особенностей законотворческого  процесса является актуальным.

Объект исследования: законодательный  процесс в РФ.

Предмет: особенности законодательного процесса в РФ.

Цель: выявить особенности  законодательного процесса в РФ.

Задачи:

- раскрыть понятие и  значение законодательного процесса, охарактеризовать его субъекты;

- рассмотреть стадии законодательного  процесса.

 

 

 

1. Понятие и  субъекты законодательного процесса, его значение

1.1 Понятие законодательного  процесса

 

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам  и процедурным правилам. Законодательный  процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных  действий (процедур), результатом которых  является создание закона.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность  перейти к следующему этапу1.

Законодательный процесс, таким  образом, - это «форма государственной  деятельности специально предназначенных  органов государственной власти по возведению общеобязательной воли общества в закон. Законодательный  процесс представляет собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента».

Можно выделить следующие  общие признаки законодательного процесса:

- состоит из нескольких  этапов (стадий), последовательность  и обязательность которых установлены,  как правило, законами и иными  принятыми в соответствии с  ними нормативными актами;

- осуществляется специальными  субъектами;

- результатом является  создание акта высшей юридической  силы - закона.

1.2 Субъекты законодательного  процесса

 

К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить  государственные органы, должностные  лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Необходимо различать  понятия «субъект законотворчества»  и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной  из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Участие в законодательном  процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.

Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права  законодательной инициативы, т.е. участники  законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным  органом вопрос об изда­нии нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формируют решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.

Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие  которых в законодательной деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его  вида и меры)2.

Так, граждане, принимая решение  участвовать или не участвовать  в референдуме - всенародном голосовании, посредством которого принимается  государственное решение, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, в  референдуме имеют право участвовать  все лица, обладающие активным избирательным  правом.

Если соблюдены все  нормативно установленные условия, то решение, полученное в ходе референдума, считается принятым всем обществом  путем прямого и свободного волеизъявления.

Государственные органы и  должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них  обязанностей. Так, согласно Конституции  РФ (ст. 108) Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные  конституционные законы, а также  федеральные законы по вопросам, указанным  в ст. 106 Конституции. При принятии прочих федеральных законов вне  зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный  орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции  РФ.

Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее  чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ).

Разработка проекта новой  Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).

Центральная комиссия референдума  Российской Федерации участвует  в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», обеспечивая проведение всенародного голосования в России.

Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным  требованиям, относящимся к их численности:

- предложение о пересмотре  положений глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ должно быть поддержано  при голосовании группой численностью  не менее трех пятых от общего  числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы;

- граждане России могут  приобрести статус субъектов  законодательного процесса - инициаторов  проведения референдума, объединившись  в группу численностью не менее  двух миллионов человек (ст. 8 Федерального  закона «О референдуме Российской  Федерации»).

Таким образом, субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной  инициативы, а также граждане и  их объединения, лица, обладающие специальной  правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые  тем или иным образом участвуют  в создании закона3.

Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:

- в обязательном порядке  участвующие в законодательном  процессе;

- участвующие в законодательном  процессе в силу специфики  конкретного законодательного акта.

К первой группе относятся  те, чье участие в законодательном  процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни  государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования.

Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном  процессе, поскольку это связано  с их обязанностями. Исполнение возложенных  обязанностей не исключает того, что  в этом же процессе они могут реализовать  предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в  России после осуществления права  законодательной инициативы принимает  участие в работе комитета и участвует  в голосовании.

Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного  законодательного процесса. Последняя  может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями  сферы деятельности государства  и общества (реализация законодательной  инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).

Все субъекты законодательного процесса:

- участвуют в этом процессе  в силу своих полномочий (прав  и/или обязанностей), установленных,  как правило, конституциями и  принятыми в соответствии с  ней иными законами;

- совершают в рамках  законодательного процесса действия, всегда взаимосвязанные, взаимобусловленные  выполнением другими субъектами  процесса возложенных на них  полномочий, то есть действия, предпринимаемые  субъектами, в полной мере приобретают  логическую оправданность, значимость  и целесообразность только при  завершении всего процесса в  целом; 

- действуют в рамках  нормативно определенных процедур, вызывают (как правило) юридически  значимые последствия; 

- действуют с целью  создания закона.

В большинстве стран мира в законодательном процессе в  той или иной форме участвуют  и органы исполнительной власти: президент  и правительство.

Порядок законодательного процесса в Российской Федерации закреплен  в Конституции Российской Федерации, регламентах палат Федерального Собрания, в соответствующих федеральных  законах. Результатом законодательной  деятельности могут быть различные  виды законодательных актов.

Законы в широком смысле слова - это нормативно-правовые акты, установленные государством общеобязательные правила поведения. В юридическом  смысле закон - это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума  и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон пришел на смену  правовому обычаю и судебному  прецеденту.

В Российской Федерации принимаются  законы федеральные конституционные, федеральные, в том числе кодексы, законы Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию, законы субъектов  Российской Федерации, а также продолжают действовать некоторые законы СССР, РСФСР и Российской Федерации  в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации.

Информация о работе Основные стадии законодательного процесса