Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель: выявить особенности законодательного процесса в РФ.
Задачи:
- раскрыть понятие и значение законодательного процесса, охарактеризовать его субъекты;
- рассмотреть стадии законодательного процесса.
Введение 3
1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение 5
1.1 Понятие законодательного процесса 5
1.2 Субъекты законодательного процесса 6
2. Основные стадии законодательного процесса 12
2.1 Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания 12
2.2 Подписание и обнародование законов Президентом Российской 17
2.3 Особенности принятия федеральных конституционных законов 20
Заключение 22
Список источников и литературы 24
Кодексы - это законодательные
акты, в которых сведены к
Договоры, ратифицированные законодательным органом, приобретают силу закона и также обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, палаты Федерального Собрания принимают в пределах своей компетенции регламенты и постановления, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания, подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации и выражают волю всего народа Российской Федерации.
Основные стадии законодательного процесса:
- реализация права
- предварительное рассмотрение
законопроекта в комитетах
- рассмотрение законопроекта Думой в трех чтениях и его принятие;
- рассмотрение и одобрение
принятого Думой закона
- подписание и обнародование
закона Президентом Российской
Федерации; особая стадия - повторное
рассмотрение закона, отклоненного
Президентом, в Думе и Совете
Федерации. Некоторые
Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания.
1-я стадия. Законодательный
процесс начинается с
В пакет документов законопроекта
входят: текст законопроекта с
указанием субъекта права законодательной
инициативы (автора); пояснительная
записка, содержащая предмет законодательного
регулирования, изложение концепции
законопроекта, обоснование необходимости
его принятия (цель, прогноз последствий);
справка о состоянии
2-я стадия. Совет Государственной
Думы направляет законопроект
в один или несколько
Для работы над проектом
закона комитет создает рабочую
группу, в состав которой могут
включаться депутаты других комитетов,
а также представители субъекта
законодательной инициативы с правом
совещательного голоса. Могут привлекаться
также представители
Субъект права законодательной
инициативы имеет право изменить
текст законопроекта или
В итоге законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который может вернуть его на доработку, направить в другой комитет или вынести на пленарное заседание Думы.
3-я стадия. Государственная
Дума рассматривает
В первом чтении обсуждаются
основные положения законопроекта,
вопрос о необходимости его принятия,
дается общая оценка его концепции.
С докладом выступает инициатор
законопроекта, затем представитель
ответственного комитета, заслушиваются
предложения и замечания
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить все субъекты права законодательной инициативы. Ответственный комитет Думы изучает и обобщает все поправки и предложения к законопроекту в виде таблицы поправок с рекомендациями принять поправку или отклонить.
Во втором чтении с докладом
выступает представитель
Совет Государственной Думы
выносит отредактированный
4-я стадия - рассмотрение
законопроекта в Совете
Рассмотрение закона на заседании
Совета Федерации начинается с оглашения
заключения комитета и проекта постановления,
внесенного этим комитетом. Затем Совет
Федерации большинством голосов
принимает решение: одобрить или
отклонить закон без обсуждения
либо обсудить его на заседании палаты.
По результатам обсуждения также
принимается решение
В практике работы Федерального Собрания были случаи необоснованного затягивания сроков рассмотрения законов Советом Федерации. Конституционный Суд по запросу Государственной Думы расширил конституционное положение о необходимости рассмотрения закона Советом Федерации в течение 14 дней. В редакции Конституционного Суда оно записано иначе: рассмотрение закона, подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, должно начаться не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.
Если же закон не подлежит
обязательному рассмотрению в Совете
Федерации, процедура его одобрения
может быть иной. Профильный комитет
может внести предложение: одобрить
закон, принятый Думой, и не вносить
его на рассмотрение палаты; рекомендовать
Совету Федерации рассмотреть на
своем заседании принятый Думой
закон. В первом случае Председатель
Совета Федерации принимает решение
не вносить закон на рассмотрение
палаты, и закон считается одобренным.
Но Председатель может и отклонить
рекомендацию комитета и включить в
повестку дня закон на рассмотрение
палаты. Это решение может быть
обусловлено требованием
При рассмотрении такого закона
Советом Федерации решение
Закон, одобренный Советом Федерации, а также закон, не рассмотренный Советом Федерации в течение 14 дней и считающийся одобренным Советом Федерации, направляется в течение 5 дней Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Закон может быть отклонен в целом, либо ввиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав, статей, пунктов статей. При этом Совет Федерации должен предложить свою редакцию отклоненных частей закона.
Если закон отклонен, то
постановление направляется в Думу,
и с этого момента начинается
особая стадия законодательного процесса
по преодолению разногласий между
Советом Федерации и
Если же Дума не приняла предложения согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, то она может поставить на голосование закон в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Принятый в этом порядке закон в течение 5 дней, минуя Совет Федерации, направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Государственная Дума большинством
голосов может снять с
2.2 Подписание
и обнародование законов
На 5-й стадии все федеральные
законы, принятые Федеральным Собранием,
для вступления их в силу должны
быть подписаны Президентом
Но Президент Российской
Федерации имеет право
Закон направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или специально созданную комиссию для выработки рекомендаций. В результате Дума может принять решение: согласиться с предложением Президента и одобрить закон в редакции, предложенной Президентом, или согласиться с Президентом о нецелесообразности принятия закона; преодолеть вето Президента - принять повторно закон в ранее принятой редакции большинством в 2 / 3 голосов.
Кроме того, закон может
быть принят с учетом отдельных предложений
Президента. Может быть создана комиссия
для выработки согласованной
с Президентом и Советом
Постановление Государственной Думы об итогах повторного рассмотрения закона, отклоненного Президентом, с соответствующим текстом закона направляется в Совет Федерации.
Федеральный закон, принятый
Думой при повторном
Информация о работе Основные стадии законодательного процесса