Основные стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель: выявить особенности законодательного процесса в РФ.
Задачи:
- раскрыть понятие и значение законодательного процесса, охарактеризовать его субъекты;
- рассмотреть стадии законодательного процесса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение 5
1.1 Понятие законодательного процесса 5
1.2 Субъекты законодательного процесса 6
2. Основные стадии законодательного процесса 12
2.1 Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания 12
2.2 Подписание и обнародование законов Президентом Российской 17
2.3 Особенности принятия федеральных конституционных законов 20
Заключение 22
Список источников и литературы 24

Работа состоит из  1 файл

законодательный процесс.docx

— 39.43 Кб (Скачать документ)

Федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации большинством 2 / 3 голосов, подлежит подписанию Президентом  Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию. Если же предложения  Президента оказались неприемлемыми  для депутатов Думы и членов Совета Федерации, и в то же время закон  не смог собрать требуемых 2 / 3 голосов, закон считается отклоненным  Президентом Российской Федерации.

После вступления в силу закона Президент Российской Федерации  имеет право обратиться в Конституционный  Суд с запросом о соответствии принятого федерального закона Конституции  Российской Федерации, решение которого является окончательным и обжалованию  не подлежит.

В законодательной практике последних лет появилась новая  норма, не изложенная в Конституции  Российской Федерации,- Президент Российской Федерации неоднократно возвращал  в палаты закон, направленный ему  для подписания, не отклоняя его. После  обращения Государственной Думы с запросом в Конституционный  Суд было вынесено постановление, признающее право Президента возвращать законы по процедурным мотивам, но они не считаются отклоненными Президентом6.

Роль Президента в законодательном  процессе не ограничивается только подписанием  и обнародованием закона. Его роль может начинаться с момента законодательной  инициативы. Свое влияние на законодательный  процесс Президент может оказывать  на любой его стадии, используя  свое право участвовать лично  и через своего представителя  в любых заседаниях палат, их комитетов  и комиссий. Депутаты обязаны выслушивать  любые их предложения. Еще более  важна роль Президента в организации  исполнения законов.

2.3 Особенности  принятия федеральных конституционных  законов

 

Федеральные конституционные  законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации: о принятии в Российской Федерации и образовании в  ее составе нового субъекта; об изменении  статуса субъекта Российской Федерации; о чрезвычайном и военном положении; о государственных флаге, гербе, гимне; о референдуме; об Уполномоченном по правам человека; о Правительстве  Российской Федерации; о судебной системе; о Конституционном, Верховном, Высшем Арбитражном и иных федеральных  судах; о Конституционном Собрании.

Эти законы принимаются в  том же порядке, что и все федеральные  законы, но с определенной спецификой. Федеральный конституционный закон  может быть принят только по вопросам, установленным Конституцией Российской Федерации.

Закон считается одобренным Государственной Думой, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов. А для одобрения его Советом  Федерации необходимо 3/4 голосов.

После этого закон в  течение 14 дней подлежит подписанию Президентом  Российской Федерации и обнародованию. Президент при этом не имеет права  отлагательного вето, но он может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии этого закона Конституции Российской Федерации.

В порядке принятия федерального конституционного закона принимается  и закон Российской Федерации  о поправках к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации.

При этом порядок принятия закона дополняется процедурой одобрения  его законодательными органами не менее  двух третей субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации.

При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной  инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной  Думы Федерального Собрания.

 

 

Заключение

 

В широком смысле законодательный  процесс рассматривается как  порядок или совокупность действий парламента по созданию законов - федеральных  и федеральных конституционных, начиная от принятия законопроекта  к рассмотрению и заканчивая принятием  закона.

В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупность последовательно  сменяющих друг друга этапов, установленных  Конституцией.

Под стадией же законодательного процесса понимают урегулированную  Конституцией Российской Федерации, и  федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной  власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта.

Можно выделить следующие  основные стадии законодательного процесса:

- осуществление права  законодательной инициативы уполномоченными  на то субъектами (субъектами  законодательной инициативы) и подготовка  законопроекта к рассмотрению  в Государственной Думе, либо  его отклонение;

- рассмотрение проекта  закона в Государственной Думе, которое может проходить как  в одном, так и в трех чтениях;

- одобрение закона или  его рассмотрение в Совете  Федерации;

- возврат законопроекта  в Государственную Думу на  повторное рассмотрение;

- подписание законопроекта  Президентом Российской Федерации,  либо его возврат в Совет  Федерации;

- опубликование закона  в официальных источниках и  вступление его в законную  силу.

Стадии возврата в Государственную  Думу и Совет Федерации являются дополнительными стадиями, существование  которых не всегда обязательно. Они  служат гарантиями реализации конституционных  положений и одним из элементов  системы сдержек и противовесов.

 

Список источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ // Консультант плюс
  2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Консультант плюс
  3. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Консультант плюс
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2006. - 415 с.
  5. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. - М.: Бек, 2009. - 294 с.
  6. Васильев Р.Ф. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 238 с.
  7. Гузнов А.Г. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. - Смоленск: Траст-Иком, 2008. - 262 с.
  8. Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №7. С. 21-24.
  9. Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право. - 2007. - № 6. С. 94-100.

1 Гузнов А.Г. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск, 2008. С. 52.

2 Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. 2009. №7. С. 24.

3 Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации.  М., 2009. С.59.

4 Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право.  2007.  № 6. С. 94.

5 Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2006. С. 214.

6 Васильев Р.Ф. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии.  М., 2007. С. 141.

 


Информация о работе Основные стадии законодательного процесса