Основы информационного обеспечения муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание

Философский словарь определяет термин «информация» как «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний». Научное понятие информации во многом отвлекается от содержательной стороны сообщения, беря их количественный аспект. Так вводится понятие количества информации. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д.

Содержание

1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие информационной системы муниципального управления
1.2. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления
2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации
3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции
3.2. Создание информационных ресурсов
3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование инф. системы ЖКХ.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

Ко внутренней относится документооборот администрации (см. рис. 3), информационные массивы, статистическая информация и т.д.

Надо отметить, что информация может быть двух видов – необработанная и обработанная. Скажем, информация, поступающая от населения, является первичной, необработанной, а внутренняя или, например, статистическая информация – чаще всего уже имеет определенную структуру и формат, что позволяет ее легче формализовать и быстрее обрабатывать. При этом она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к информации (см. Гл.1, пп.1.1.).

Получаемая информация накапливается, обрабатывается и становится информационным ресурсом, включаемым в общую информационную систему, а структура-накопитель – владельцем информационного ресурса. При этом возникают две большие проблемы: возможность поиска необходимой информации и возникновение избыточности информации.

 

 

Рисунок 3. Основные информационные потоки.

 

Рассмотрим основные информационные потоки и ресурсы.

Информационные потоки.

Перечислим виды, источники и получателей информации, поступающей в администрацию города:

От населения – поступает в первичные отделы районных администраций и администрации города:

-                письма;

-                жалобы;

-                заявления;

-                обращения.

От организаций и предприятий – поступает в профильные отделы районных администраций, откуда затем после обработки отправляется в соответствующий профильный департамент администрации города:

-                социальная – информация о различных слоях населения (военнослужащих, пенсионерах, несовершеннолетних);

-                экономическая – информация о ценах, налогах, финансово-экономическом положении предприятий, статистическая;

-                юридическая, правовая – законы, указы, постановления, распоряжения, письма и циркуляры;

-                организационная – письма, обращения и т.д.;

-                справочная – реестры, справочники, перечни.

Информационные ресурсы.

Информация, поступая в те или иные отделы, подразделения, накапливается там, определенным образом обрабатывается и структурируется, образуя информационные ресурсы.

В силу естественных объективных причин ресурсы являются распределенными, формируясь в различных подразделениях администрации.

Далее следует понимать, что при обработке часть  информации остается на бумаге, часть переводится в электронный вид, некоторая часть особо ценной информации существует в обоих видах.

Такие логически связанные структуры информации мы будем называть базами данных (БД).

Структуры, хранящие и обрабатывающие базы данных, неизбежно вынуждены обеспечивать актуальностьинформации, т.е. регулярно ее обновлять и корректировать. Такие структуры мы будем называть источниками информационных ресурсов.

Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники.[3]

В районных администрациях – базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных служащих», БД ГАС «Выборы», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д.

В департаментах и муниципальных учреждениях:

1.     Во всех – «Реестр муниципальных служащих».

2.     Департамент организационно-правовой работы – «муниципальные учреждения и предприятия города».

3.     Департамент экономики, промышленности и планирования – «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям», БД статистики «Финансы», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям».

4.     Департамент здравоохранения – «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика».

5.     Департамент по социальной защите населения – «Социальный паспорт», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий».

6.     Управление архитектуры и градостроительства – «Границы города и административных районов», «Улицы», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны».

7.     Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами – «Объекты недвижимости».

Данный список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях администрации.

Так же используются в работе информационные ресурсы таких организаций, как Комитет государственной статистики, Налоговая инспекция, Управление внутренних дел. Эти организации в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях, расположенных на территории города.

2.2.    Средства автоматизации обработки и передачи информации.

Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века,  стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий.

Это дало возможность принципиально по-новому подойти к проблеме хранения, обработки и передачи информации, особенно ее больших массивов с помощью электронно-вычислительных устройств.

В настоящее время эти технологии очень широко используются, в том числе, и при обработке информации, используемой в муниципальном управлении.

В администрации автоматизацию обработки, хранения и передачи данных начали внедрять около 8 лет назад. Первоначально задача сводилась к печати и хранению распорядительных документов. Сегодня это огромные массивы данных по самым различным направлениям.

Описание средств автоматизации обработки информации.

Ввод и вывод информации. Обработка.

Основное средство ввода информации – персональный компьютер на базе IBM PC.  Сейчас в структурных подразделениях администрации города и муниципальных учреждениях используется более 1000 единиц техники. Так же для более быстрого ввода дополнительно используют устройства оптического ввода информации – сканеры и цифровые фотокамеры. Сейчас их используют в городском архиве и управлении архитектуры и градостроительства.

В качестве устройств вывода используют принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры.

Отдельно надо сказать об используемом программном обеспечении.

Вначале работа с информацией осуществлялась только с помощью стандартных программ: текстовых редакторов, электронных таблиц и систем баз данных. С увеличением и усложнением задач возникла необходимость создания специализированных программных комплексов, так называемых автоматизированных систем обработки информации (АСОИ), систем управления баз данных (СУБД) и автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Разработкой и внедрением таких комплексов в рамках аппарата администрации занимается департамент информационно-аналитической работы.

Это такие СУБД как «Несовершеннолетние», «Учет жилья», «Жалобы», «Несовершеннолетние»; АИС «Штатное расписание», «Реформирование жилья», «Ветхий фонд», «Контроль», «Кадры» и т.д.

Хранение и передача информации.

Первоначально информация и хранилась на персональных машинах, а передавалась с помощью малоёмких носителей типа гибких дисков. С увеличением её объёма возникла как потребность в более быстром доступе, так и в централизованном хранении.

В настоящее время в зданиях администрации города и районных администраций компьютеры соединены в локальные вычислительные сети (ЛВС), а основная масса информации хранится на выделенных серверах – специальных компьютерах, предназначенных для этих целей. Доступ к информационным ресурсам осуществляется через ЛВС, что заметно уменьшает время доступа к данным, экономит ресурсы персональных компьютеров, и, что немаловажно, предотвращает дублирование информации.

На нынешнем этапе развития телекоммуникационных систем администрации только некоторые удаленные подразделения (т.е. находящиеся в разных зданиях, такие, например, как администрации районов, департаменты транспорта, социальной защиты, образования некоторые другие) соединены высокоскоростными информационными линиями. Остальные осуществляют передачу и прием информации через Интернет по коммутируемым каналам.

Информационное обеспечение населения.

Параллельно с решением задач информационного обеспечения структурных подразделений администрации начата работа и с населением.

Конечно, население получало и получает информацию (ответы на письма, жалобы, обращения) на бумажных носителях и сейчас, но потребность в получении информации постоянно растет. Как первый этап, администрацией открыты оборудованные места,  для бесплатного доступа в сеть Интернет, что позволяет гражданам быстро получать, в частности,  законодательные акты и иные нормативные документы.

Другой пример эффективной работы с населением – это ввод в действие так называемого «Именного пейджера». Люди получили возможность информировать власть о своих проблемах напрямую, минуя долгий канцелярский путь.


3.      Развитие информационной системы муниципального управления

Огромный объем накопленной в муниципальных структурах информации и быстрый рост внедряемых технологий в информационное обеспечение муниципального управления привел к возникновению принципиально новых задач – задач по планированию и  координации дальнейшего развития  информационного обеспечения.

Эти задачи призвана Концепция информатизации, в которой заложены основные шаги по дальнейшему развитию.

Оценивая информатизацию как процесс, способствующий росту эффективности в производственной,   социальной,   коммерческой   и   управляющей   сферах жизнедеятельности общества, органы местного самоуправления, в соответствии с Концепцией, будут проводить политику направленную на:

-                создание в городе единого информационного поля как части информационного пространства города, области и Российской Федерации;

-                информатизацию деятельности органов местного самоуправления города;

-                расширение и совершенствование инфраструктуры информатизации;

-                содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем;

-                предоставление гражданам муниципальных информационных услуг, обеспечение конституционного права на информацию;

-                содействие   хозяйствующим   субъектам   в   создании   корпоративных информационных систем и информатизации производственной и коммерческой деятельности;

-                поддержку предприятий и организаций, специализирующихся в сфере информационных технологий;

-                регулирование деятельности монополистов и формирование конкурентной среды на рынках информационных услуг и услуг связи.

Для реализации этой политики будет формироваться муниципальный заказ на специализированные информационные услуги (для предпринимательства, молодежи, рынка труда и др.). Фирмам, зарегистрированным на территории города, будет предоставляться приоритетное право на участие в выполнении муниципального заказа, оказании услуг для органов местного самоуправления.

Содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем будет осуществляться как в форме методической помощи по разработке проектов информационных систем, баз данных, вычислительных сетей и т. п., так и в форме бесплатного предоставления готовых решений и доступа к городским информационным ресурсам.

Информатизация деятельности органов местного самоуправления будет направлена на повышение эффективности принятия управленческих решений на базе современных информационных технологий. При создании информационных ресурсов для  обеспечения  деятельности  органов  местного  самоуправления  будет предусматриваться возможность их двойного применения - для непосредственных нужд граждан и хозяйствующих субъектов.

Основной целью информатизации является создание на территории города единого информационного поля, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих подсистем общества, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.

Единое информационное поле имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории города. В соответствии с группировкой этих субъектов следует рассматривать следующие компоненты информационного поля как системы отношений:

Информация о работе Основы информационного обеспечения муниципального управления