Основы информационного обеспечения муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание

Философский словарь определяет термин «информация» как «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний». Научное понятие информации во многом отвлекается от содержательной стороны сообщения, беря их количественный аспект. Так вводится понятие количества информации. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д.

Содержание

1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие информационной системы муниципального управления
1.2. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления
2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации
3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции
3.2. Создание информационных ресурсов
3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование инф. системы ЖКХ.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

-                подсистема информационно - справочного и аналитического обслуживания органов местного самоуправления города;

-                подсистема информационно - справочного обслуживания граждан;

-                подсистема информационно - справочного и аналитического обслуживания хозяйствующих субъектов.

Все вышеперечисленные подсистемы различаются по составу функциональных компонент, но имеют значительное пересечение на уровне инфраструктурных компонент (информационные и коммуникационные ресурсы). Наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного поля города является опережающее развитие интегрированной системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города. Данную задачу можно решить путем максимального использования возможностей существующих информационно -вычислительных систем (далее - ИВС) представительных и исполнительных органов (областного и федерального уровня, отраслевых и муниципальных), а также путем кооперации и координации работ этих субъектов информационных отношений.


3.1.    Основные цели и задачи реализации Концепции.

Целью Концепции является разработка Программы построения интегрированной системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города.

Интегрированная система информационного обеспечения органов местного самоуправления города должна строиться в соответствии с требованиями Устава города и законов Российской Федерации. В тоже время, она должна быть представлена как системообразующая часть единого информационного поля региона и создавать инфраструктурные и другие предпосылки для формирования подсистем информационного пространства.

Создание интегрированной системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города планируется путем организации информационного взаимодействия и интеграции существующих информационно - вычислительных систем органов местного самоуправления. Разработка такой системы должна базироваться на основе совместного формирования и использования унифицированных (единых) городских инфраструктурных компонентов (системы информационных ресурсов, информационно - коммуникационной системы и единого организационно -экономического механизма управления и ведения работ по информатизации). Достижение этой цели требует скоординированного проведения работ по ряду направлений.

Все задачи по реализации Концепции информатизации органов местного самоуправления, могут быть условно разбиты на две большие группы:

-                собственно производство, обработка и доставка информации, информационно-аналитическая поддержка процессов принятия решений;

-                создание и сопровождение программно-технических средств обеспечения процессов первой группы.

Формирование функционально полной интегрированной информационной системы.

Существующая система органов местного самоуправления города является многоуровневой территориально - распределенной системой органов местного самоуправления, связанных как традиционными (бумажными) информационными технологиями по сбору и обработке информации, так и электронными средствами обработки информации, возникающей на территории города, а также по ее обмену и использованию. По аналогии и интегрированная система информационного обеспечения органов управления городом должна строиться как многоуровневая сетевая система коллективного пользования, предназначенная для информационно -аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Выделяются 9 основных функциональных блоков:

-                управление социально-экономическим развитием города;

-                управление сферой материального производства;

-                управление финансово-кредитным комплексом; управление потребительским рынком;

-                управление социально-бюджетным комплексом;

-                управление муниципальным имуществом;

-                управление общественной безопасностью;

-                учрежденческая деятельность исполнительных органов местного самоуправления;

-                управление информационной средой.

Проведенный анализ информационных потребностей функциональных блоков показал, что они имеют значительные пересечения (около 65%) и, следовательно, схема, при которой автоматизированной системе каждого органа местного самоуправления приходится индивидуально обеспечивать сбор и хранение всей необходимой ему информации, имеет значительную избыточность. В то же время, большая часть задач подсистем функциональных блоков уже реализуется информационно - вычислительными системами различных органов местного самоуправления. Исходя из этого, создание функционально полной системы на основе интеграции существующих ИВС эффективнее осуществлять путем:

-                проведения анализа на полноту реализации существующими ИВС функций соответствующего блока;

-                обеспечения оперативного информационного взаимодействия как между различными ИВС внутри каждого блока, так и между отдельными блоками и внешними абонентами;

-                модернизации существующих (ведомственных, отраслевых и территориальных) или создания новых функциональных ИВС для реализации отсутствующих функций системы.

Основным принципами формирования функционально полной системы являются:

-                поэтапная,   сбалансированная   эволюция   интегрированной   системы   с контролируемыми капиталовложениямина каждом этапе, при обеспечении практических результатов для конечных пользователей на каждом этапе;

-                обеспечение однократности ввода информации в точках ее порождения, а также коллективного и многократного ее использования;

-                минимизация дублирования функциональных задач обработки информации путем определения подсистемы, ответственной за ее реализацию и обеспечение всех потребителей других подсистем;

-                унификация и стандартизация задач и подсистем функциональных блоков и протоколов их информационного взаимодействия в однотипных системах одного иерархического уровня;

-                организация информационного обеспечения и взаимодействия на основе формирования единой системы информационных ресурсов и использования единой системы информационно - телекоммуникационного взаимодействия;

-                использование гибких инструментальных средств и модульной структуры подсистем и системы в целом;

-                максимальное использование готовых (серийно поставляемых) программных и технических средств, а также привлечение к работам, на конкурсной основе, профессиональных и специализированных организаций.

Одновременно возможно рассмотрение вопроса о создании функционально полной системы с точки зрения типизации процессов. С этой стороны система должна обеспечить информатизацию следующих задач:

Традиционных:

-                автоматизация рутинных операций и переход на безбумажный обмен информацией, в том числе с органами государственной власти и управления области, а также федерального уровня;

-                информационное и информационно - аналитическое обеспечение процессов подготовки и принятия управленческих решений;

-                оперативное информационно - справочное обеспечение всех пользователей нормативно - правовыми актами федерального и регионального уровня, ставших актуальными в настоящее время;

-                установление прямых (горизонтальных) информационных связей между органами местного самоуправления города, с субъектами Российской Федерации и с зарубежными партнерами города;

-                учет имущественных комплексов и природных ресурсов, как объектов прав собственности;

-                представление информации о деятельности органов местного самоуправления города хозяйствующим субъектам и населению.

Перспективных:

-                внедрение перспективных технологий анализа и моделирования социально-экономических процессов на территории города;

-                организация сравнительных межрегиональных исследований в экономической, социологической и правовой сферах;

-                создание и внедрение систем мониторинга социально - экономических, социально - трудовых, экологических, общественно - политических и других процессов на территории города;

-                создание информационных систем по историческому и культурному наследию, электронных энциклопедий в технологии мультимедиа.


3.2.    Создание информационных ресурсов.

Обеспечение экономической эффективности создания и функционирования системы невозможно без организации накопления (формирования) и использования для информационного обеспечения подсистем функциональных блоков и абонентов единых автоматизированных информационных ресурсов коллективного пользования, являющихся одной из основных инфраструктурных компонент информатизации города. Автоматизированные информационные ресурсы реализуются в виде городской распределенной системы баз данных коллективного пользования и комплекса информационных систем локального использования.

Информационной магистралью системы является сеть передачи данных, которая поэтапно трансформируется в сложную коммуникационную инфраструктуру, позволяющую сотням сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления    города    обмениваться    информацией,    автоматизировать делопроизводство, выполнять коллективную вычислительную обработку и совместно использовать данные.

В общем виде структура информационных ресурсов коллективного использования является иерархической многоуровневой системой. Уровни этой системы совпадают с контурами управления города, при этом, на каждом вышестоящем уровне системы информация имеет более агрегированный характер (по основаниям, соответствующим отраслевой принадлежности, контуру управления и т. д.).

1-й уровень - базы данных (далее— БД) первичной информации об объектах и субъектах территории (кадастры, регистры, реестры и т. д.), необходимой для функционирования конкретных организационных социально - экономических структур (контур структурных подразделений администраций районов города).

2-й уровень - БД агрегированных показателей - информация, характеризующая состояние объектов и процессов, контролируемых исполнительным органом местного самоуправления (контур структурных подразделений администрации города).

3-й уровень - БД интегральных показателей - информация, характеризующая состояние процессов социально - экономического развития в целом (контур представительных  органов  местного  самоуправления  и  должностных  лиц исполнительного органа местного самоуправления города).

Для информационного обеспечения решения задач информационно аналитической поддержки принятия решений достаточно наличия БД агрегированных и интегральных показателей. Однако для формирования и поддержания в актуальном состоянии вышеназванных баз, а также, в случае необходимости, для более углубленного анализа проблемы, информационные подсистемы и абоненты системы должны иметь доступ непосредственно к БД первичной информации. Следовательно, каждая БД, входящая в единую систему автоматизированных информационных ресурсов, в процессе формирования собственных информационных ресурсов является "потребителем" части информации соседних (по вертикали и горизонтали) и, в тоже время, "поставщиком" информации для других БД и абонентов системы, при этом фундаментом данной системы является подсистема БД первичной информации.

Масштабность проблемы, дефицит финансовых и материальных ресурсов и квалифицированного научного потенциала требуют выделения первоочередных задач. На основе  анализа  потребностей  функциональных  блоков  и  состояния информационных ресурсов города, а также опыта работ других регионов определен состав первого этапа, имеющий первоочередную важность при реализации системы:

Комплекс общегородских кадастров и регистров (БД первичной информации), в составе:

-                комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (земельные, лесные, водные ресурсы, экология и др.);

-                группа регистров (юридических лиц (предприятий), физических лиц (населения), административно - территориальных единиц;

-                комплексный территориальный кадастр недвижимости и инфраструктуры (инженерных сетей и коммуникаций, застройки (жилье и нежилые помещения), строительных объектов, транспортных магистралей, улично - дорожных сетей).

Для обеспечения системы первичной информацией, которая в настоящее время принадлежит различным муниципальным, ведомственным и государственным структурам (ЗАГС, МВД, служба занятости, органы социальной защиты, налоговые органы и т. д.), необходимы дополнения к законодательству об информации, регулирующие отношения владельцев и потребителей подобной информации.

Базы данных агрегированных показателей, в составе:

-                информационно - графическая система анализа региональной инфраструктуры;

Информация о работе Основы информационного обеспечения муниципального управления