Основы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:10, реферат

Описание

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

Содержание

Введение………………………………………………….…………….2
1. Понятие права………………………………………...…………..3
2. Основные признаки права………………………………………8
3. Право и закон…………………………………..………………..15
Заключение…………………………………………...………………22
Список литературы…………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 52.01 Кб (Скачать документ)

Однако правам и свободам человека должны соответствовать и определенные обязанности, без осуществления  которых права и свободы зависают, не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальное функционирование этих прав и свобод.

Сложные связи, возникающие между  государством и индивидом, и взаимоотношения  людей друг с другом фиксируются  государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

В условия классового антагонистического общества правовой статус раскрывает положение личности как представителя  определенного класса, ее место в  исторически конкретной системе  производства, в политической структуре  общества. С установлением принципа равенства всех перед законом  возникает единый правовой статус. Различия в нем определяются положением субъекта прав и обязанностей как  человека, гражданина, иностранца, лица без гражданства.

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты  поведения, которые государство  считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и  личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.

Следует сразу подчеркнуть, что  по своей юридической природе  и системе гарантий, права и  свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности человека в  различных сферах, обеспечиваемые государством. Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть  более широкие возможности индивидуального  выбора, не очерчивая конкретного  его результата.

В то время как термин «право»  определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в  управлении делами государства, право  избирать и быть избранными). Однако четкое разграничение между правами  и свободами провести трудно, поскольку  зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют свободами. Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РК разграничение  основных прав и свобод, на права  и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного законодательства, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с  государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар»  от государственной власти и всецело  ей подчиненного. Устанавливая различия между человеком и гражданином, новая Конституция РК восстанавливает  те общечеловеческие ценности, которые  были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые  в истории человечества закрепивших  равенство и свободу - в Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно непосредственно  вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с  государством, сужение сферы его  самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают  его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском  обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и  опирается на естественные права  человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства  в эти отношения, призвано ограждать  их не только от своего, но и от чьего  бы то ни было вмешательства. Таким  образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются  условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии  и независимости от любого незаконного  вмешательства, т.е. для реализации частных интересов.

Права гражданина охватывают сферу  отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в  которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного  вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции  РК).

Все статьи гл.2 «Права и свободы  человека и гражданина» последовательно  проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит  выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый  может», «каждому гарантируется» и  т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных  прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории Казахстана, независимо от того, является ли он гражданином  РК, иностранцем или лицом без  гражданства.

Наряду с этим в ст.31-33 сформулированы права, принадлежащие только гражданам  РК. Это преимущественно политические права: право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение составляет ст.36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РК: защита Отечества (ст.59), возможность  осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РК распространяется запрет на высылку за пределы государства  или выдачу другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство  иностранного государства - двойное  гражданство (ст.52).

Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет естественные права человека, а также набор  прав, который обусловлен уровнем  экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не «дар»  законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может  искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением  его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес  выступает естественной движущей силой  правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию  прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они  заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

Принимая на себя обязательства  по обеспечению прав граждан, государство  имеет право требовать от них  правомерного поведения, которое соответствовало  бы эталонам, зафиксированным в юридических  нормах. Поэтому государство формулирует  свои требования к индивидам в  системе обязанностей, устанавливает  меры юридической ответственности  за их невыполнение. Государство как  носитель политической власти, располагает  специальными механизмами обеспечения  прав граждан и выполнения ими  своих обязанностей.

Все сферы действия правового статуса  в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении  и ответственности личности перед  обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство  требует выполнения обязанностей и  определяет последствия, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».

Человек, находясь в обществе, постоянно  взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и  по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому  обязанность - столь же важный и необходимый  элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны  неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая  зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и  равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать  в отношении друг друга в духе братства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение права и государства  было важно всегда, но в современный  период особенно.  Право – это  развивающийся институт, поскольку  развивается само общество, а в  наше время в обществе происходят большие изменения.  Направление  его развития в недавнем прошлом  определялось противоречием между  капитализмом и социализмом, и соответственно, между правом и его фактическим  отрицанием.

Исторически развитие человеческого  общества – от первобытной родовой  общины к рабству и феодализму, от них к капитализму и социализму, а затем к посткапиталистическому и постсоциалистическому гражданскому цивилитарному строю (от латинского "civis" – гражданин) означает прогресс свободы.  Однако это общая тенденция развития не всегда проявляется линейно.  В современном понимании, право и государство неразрывно связаны.  Форма власти, в которой не обеспечивается свобода и формальное равенство прав граждан, не может называться государством.  В таких обществах господствует деспотический строй.  В зависимости от исторического типа общества, деспотизм принимает различные формы.  Различия между древневосточными или феодальными деспотиями и современными тоталитарными и авторитарными обществами огромно.  Однако у них есть общая черта – все эти формы власти основаны не на праве, а на насилии властвующих над подвластными, независимо от того, кто осуществляет насилие, – древний император или современный класс номенклатуры.  Нормы, регулирующие отношения в таких обществах не могут называться правом, как сами деспотии не могут называться государством.

Государством следует  признать лишь такую форму организации  официальной социальной власти, которая  обеспечивает соблюдение прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенство правового закона, организации системы государственной  власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  Такая форма правовых взаимосвязей между индивидами, обществом  и государством является основой  правового государства и гражданского общества, создание которых в нашей  стране – важнейшая и актуальная задача.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва, Издательство " Международные отношения ", 1994 г.
  2. Конституция РК. Алматы, Издательство " Юридическая литература ", 1996 г.
  3. Государственное право РК: Курс лекций. Под редакцией академика О.Е. Кутафина. Алматы, 1993 г.
  4. Емельянов  С.А. Право: Определение понятия. - М.,  1992.
  5. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.
  6. Лифшиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.
  7. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996.
  8. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
  9. Ведякин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. - Самара, 1992
  10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.

Информация о работе Основы права