Отрасли российского права: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования является проведение анализа отраслей российского права, их видов и особенностей.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:
1) дать определение, раскрыть особенности отрасли российского права, рассмотреть виды и типологию отраслей права;
2) определить проблемы развития отрасли российского права;
3) проанализировать учебно-методические и иные материалы по проводимой теме исследования;
4) подвести итоги проведенного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
Глава:1. Особенности теоретической модели отрасли современного российского права………………………………………………………………………………………5
1.1.Определение отрасли российского права…………………………………….……..5
1.2.Особенности формирования отраслей российского права……………………….12
Глава:2. Типология отраслей российского права…………………………............13
2.1.Подходы в типологизации отраслей российского права…………………………13
2.2.Особенности деления права на частное и публичное……………………….
2.3.Особенности современной модели отраслей материального права и процессуального права………………………………………………….........................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Отмеченное формирование группы общественных отношений социально-правовой среды, приобретение ею системных свойств, позволяющих «претендовать» на роль отраслевого предмета — это одна сторона дела. Другая сторона, тесно связанная с первой, — это одновременная и своеобразная консолидация правовых норм, вызванных к жизни потребностями «нарождающегося» предмета отраслевого регулирования и предназначенных для воздействия на группы общественных отношений, выступающих в роли такого предмета.

В общем плане вполне логично предположить, что дифференциация и консолидация отношений данной группы определенным образом отражаются и на ее структурном развитии, формировании в ней институтов, взаимодействие между которыми и придает данной группе юридических норм системные признаки отрасли права.

Отсюда мы выходим  на второй признак отрасли российского права, который можно сформулировать примерно так: наличие у данной группы правовых норм соответствующей степени системной организации, т.е. определенной внутренней структуры, элементами которой являются институты.

Таким образом, мы имеем два признака отрасли российского права. И тем не менее картина остается неполной. Наглядно это можно показать на примере процессуальных норм российского права, группы которых заметно различаются по масштабам регулирования и, следовательно, по их социальной роли.

Для того чтобы выступать  в качестве отрасли, данная группа процессуальных норм, имеющая свой предмет, а также  соответствующую структурную организацию, должна еще обладать реальной способностью взаимодействовать с другими  отраслями российского права, как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

Этот признак в полной мере присущ трем группам процессуальных норм, образующим соответственно три  процессуальные отрасли -гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

В то же время, как известно, существуют и другие группы процессуальных норм, которые, в отличие от названных  трех, действуют в границах соответствующих  материальных отраслей российского  права, за исключением, разумеется, гражданского, административного и уголовного, «потребности» которых в полной мере удовлетворяются одноименными процессуальными отраслями.

Эта группа процессуальных норм не может рассматриваться как  отрасль. Для такого признания у  нее нет третьего обязательного признака — взаимодействия с другими отраслями российского права на их системном уровне.

Таким образом, признаками отрасли российского права являются не традиционные «предмет и метод», а три системных признака: а) наличие  своего предмета регулирования; б) наличие соответствующей степени внутренней организации, позволяющей данной группе норм выступать элементом системы права в целом; в) способность взаимодействовать с иными отраслями, как системами одного и того же уровня.1

Как видим, в предлагаемой конструкции не нашлось места отраслевому методу правового регулирования, поскольку, как было показано, метод правового регулирования со всеми его особенностями и оттенками обусловлен единым предметом правового регулирования, следовательно, «принадлежит» всей системе права в целом, отражает особенности права как социального регулятора отношений социально-правовой среды и, стало быть, не может принадлежать каждой отрасли, обслуживая ее потребности в составе трех типов правового регулирования.

Таким образом, совершенно очевидна связь, которая существует между тремя объективными факторами, позволяющими использовать их как совокупный критерий отрасли права. Определяющим среди них, конечно, является первый фактор — предмет правового регулирования. Но взятый изолированно от двух других, он еще не способен выступить безусловным основанием для признания за данной группой норм статуса отрасли российского права. Только наличие всех трех факторов, выступающих в неразрывной связи, дает основание рассматривать ту или иную группу правовых норм в качестве отрасли права.

 

 

1.2. Особенности  формирования отраслей российского  права

Система права имеет  объективный характер, который проявляется  в том, что строение права, связь  и соотношение его подразделений  представляют собой результат объективно обусловленного, исторически необходимого процесса развития права, его отраслей, институтов, отдельных норм. В основе этого развития лежит экономический базис общества. Но это не говорит о независимости системы права от воли законодателя.

Основываясь на том, что  определяющей тенденцией формирования и развития системы российского  права является диалектическое изменение  сфер правового регулирования, утверждается, что обновление системного подхода  к праву и определению его  отраслей происходит в условиях дифференциации и интеграции правового регулирования общественных отношений, эволюционирования качественных характеристик отраслей права и под влиянием конституционных реформ.

Развитие и совершенствование  общественных процессов вызывает активную правотворческую деятельность законодателя. Это приводит к преобразованиям в системе права. В результате появляются новые правовые институты и отрасли.

В эволюции современной  правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. С одной  стороны, из Российского права были исключены принципы, нормы и институты, подчеркивающие принципиальное отличие советского социалистического права от буржуазного, а с другой стороны, в Российском праве появился новый категориальный аппарат, определяющий и раскрывающий содержание отраслей, которые ранее считались исключительно буржуазными (например, торговое право, коммерческое право, земельное право и т.д.), утвердился конституционный примат международного права, возникло частное и публичное право,  было признано многообразие форм собственности, приоритет в котором отдавался частной собственности, а также в области публичного права был конституционно провозглашен и реализован на  практике принцип разделения властей, было осуществлено конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан, введение и развитие судебного контроля.

Эволюционирование признаков  отрасли права (также как и  критериев отраслевого деления  права) предопределено объективными процессами изменения самого содержания общественных отношений, изменениями в оценках социальной ценности права, в соотношении частного и публичного начала, процессами конституционного реформирования и концептуальным обновлением федеративного устройства страны.

 

ГЛАВА 2. Типология  отраслей российского права

2.1. Подходы  в типологизации отраслей российского  права

Под системой российского  права необходимо понимать внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой правовых общностей, основу которых составляет Конституция  Российской Федерации, функционально направленных на регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Структурная система  права в ее обобщенном виде состоит  из трех уровней: конституционного права; основных ветвей права; правовых образований, функционирующих в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства.1

В качестве основных критериев  для разграничения названных  уровней права выступают: сфера  действия правовых норм, входящих в  правовые общности соответствующих  структурных уровней; характер и юридическая природа правоотношений, возникающих в результате правового регулирования социальных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства; регулирующие возможности указанных правовых норм.

Конституционное право занимает господствующее положение в системе российского права. Оно составляет фундамент права, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. С научной точки зрения конституционное право нельзя причислять к ветвям права. Структурное понятие ветви права включает в себя лишь часть общего массива норм права, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Иными словами, понятие ветви права – это понятие части права с соответствующим выходом на один из видов общественных отношений, попадающих в сферу действия права. Конституционное же право имеет дело по существу с основами общественных отношений, независимо от их разновидностей и сфер применения. Его структурное положение и назначение в системе российского права качественно новое. Конституционное право является генерирующим источником права, для всех правовых образований, входящих в систему права России. Все сколько-нибудь значительные правовые общности берут свое начало в Конституции РФ.

Конституция РФ регулирует отношения, связанные с установлением  основ общественного и государственного строя России, закрепляет основные права человека и гражданина, определяет правовую и социальную сущность, а  также форму государства, компетенцию высших органов государственной власти, правовой статус местного самоуправления.

Конституционное регулирование  общественных отношений осуществляется в рамках установления конституционных  правоотношений. В отличие от правоотношений,  находящихся в сфере действия правовых норм неконституционного типа, конституционные правоотношения представляют собой качественно новый тип правовых связей в обществе как участвующим в них субъектам, так по своему содержанию и объектам направленности.

При анализе конституционных правоотношений нельзя пользоваться обычными категориями, употребляемыми во всех иных видах правоотношений.

В обобщенном выражении  конституционными правоотношениями являются: отношения, закрепляющие основы общественного  и государственного строя России; отношения  права и свободы человека и гражданина; отношения по поводу федеративного устройства Российского государства; отношения по установлению принципов и деятельности высших органов государственной власти; отношения, относящиеся к местному самоуправлению.

Основные ветви права  находятся на втором уровне российского  права. Их всего шесть. Это – гражданское  право, трудовое право, административное право, налоговое право, уголовное  право, процессуальное право. В основу отнесения названных правовых образований к основным ветвям права положены три критерия.

Первый критерий. Предметом  регулирования входящих в них  правовых норм являются общественные отношения, проходящие через все  сферы жизнедеятельности общества и государства. Нормы каждой из вышеназванных ветвей права регулируют только им присущие виды общественных отношений.

Каждая ветвь права  имеет свой предмет правового  регулирования. Так предметом гражданского права являются имущественные и  связанные с ними неимущественные  отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также отношения, связанные с защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ.

Предметом трудового права служат трудовые отношения между работодателями и работниками, основанные на трудовом договоре (контракте), отличительной особенностью которого является вхождение работника в трудовой коллектив работодателя, функционирующий на основе соблюдения работником  трудовой дисциплины и порядка выполнения им служебных обязанностей, устанавливаемых работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства  и условиями коллективного договора, заключаемого с участием профсоюзов. Профсоюзы призваны стоять на охране трудовых прав и интересов работников , занятых как в государственном, так и в частном секторах экономики.

Предметом административного права  являются общественные отношения властного  характера в сфере государственного управления, распространяющего свое действие на все сферы жизни общества и деятельности государственных и муниципальных органов власти. В период перехода к рыночной экономике формы и методы государственного управления в области экономики резко меняются, как и в других сферах жизни.

Предметом налогового права являются властные отношения по установлению и взиманию налогов. При делении права на отрасли права в советский период существования государства налоговое право было составной частью административного права. Затем оно выделилось в подотрасль финансового права. В период же перехода к рыночной экономике налоговое право приобретает вполне самостоятельное положение в системе  российского права.

Предметом уголовного права служат отношения по установленной уголовной  ответственности за совершенные  преступления. Отнесение уголовного права к числу основных отраслей права и основных ветвей права, также как, впрочем гражданского и административного права, никогда и никем не подвергалось сомнению.

Предметом процессуального права  являются отношения по определению  порядка рассмотрения судами и иными  правоохранительными органами дел, возникающих из конституционных, гражданских, трудовых, административных, налоговых и уголовных правонарушений.

Что касается сфер жизнедеятельности  общества и государства, в которых  действуют основные ветви права, то к ним относятся: промышленность, сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс, строительство, транспорт, кредитно-финансовая деятельность, торговля, наука и образование, личное потребление граждан, социальные отношения, экология, защита прав и свобод человека, организация и деятельность государственного аппарата, участие государства в жизнедеятельности общества, внешняя деятельность государства и другие сферы.

Второй критерий.  Каждая из вышеназванныхветвей  права имеет свой, только ей присущий тип правоотношения, отличается единством структуры построения и целостностью.

Гражданские правоотношения строятся на основе юридического равенства участвующих  в них субъектов.

Трудовое правоотношение возникает  на основе принципа свободы договора работодателя и работника при его заключении с последующим переходом работника в субординационное положение по отношению к работодателю при выполнении определенных трудовых функций, предусмотренных трудовым договором.

Административное, налоговое, уголовное  и процессуальное правоотношения, как правило, имеют субординационный характер.

Информация о работе Отрасли российского права: проблемы развития