Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа отраслей российского права, их видов и особенностей.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:
1) дать определение, раскрыть особенности отрасли российского права, рассмотреть виды и типологию отраслей права;
2) определить проблемы развития отрасли российского права;
3) проанализировать учебно-методические и иные материалы по проводимой теме исследования;
4) подвести итоги проведенного исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
Глава:1. Особенности теоретической модели отрасли современного российского права………………………………………………………………………………………5
1.1.Определение отрасли российского права…………………………………….……..5
1.2.Особенности формирования отраслей российского права……………………….12
Глава:2. Типология отраслей российского права…………………………............13
2.1.Подходы в типологизации отраслей российского права…………………………13
2.2.Особенности деления права на частное и публичное……………………….
2.3.Особенности современной модели отраслей материального права и процессуального права………………………………………………….........................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Соответственно сказанному о характере правоотношения решается вопрос о методе каждой основной ветви права. Для гражданского права – это метод правового регулирования, основанный на равенстве сторон в общественном отношении, находящемся в сфере действия гражданско-правовых норм (метод координации). Для трудового права – это метод правового регулирования, основанный на свободе трудового договора (контракта) и функциональном характере прав и обязанностей работника в договорном правоотношении. Для административного, налогового, уголовного, процессуального права – это метод субординации.
Третий критерий системы права связан с правовыми образованиями, функционирующими в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства. Их целевое назначение состоит в том, что они призваны обеспечить специфику регулирования одной или нескольких сфер. По своему характеру они являются комплексными правовыми образованиями. По юридическому составу они состоят из правовых норм и институтов основных ветвей права, а также специальных норм, придающих правовым образованиям целевой регулятивный характер. В качестве наиболее яркого примера можно назвать экологическое право, состоящее из норм и институтов ряда основных ветвей права, а также относительно небольшого числа чисто экологических норм, формирующих данное правовое образование в качестве экологического права.
Комплексные правовые образования нельзя относить к разряду ветвей права, поскольку они не обладают теми тремя качествами, о которых говорилось применительно к основным ветвям права.
К числу рассматриваемых правовых образований принадлежат системы, именуемые земельным правом, энергетическим правом, таможенным правом, транспортным правом, банковским правовом, торговым правом и др. В перечисленных образованиях одно из ведущих положений занимают нормы гражданского, административного, налогового и трудового права.
Рассматривая проблему комплексных правовых образований, необходимо подчеркнуть, что входящие в их состав нормы и институты отдельных ветвей права не теряют своей видовой принадлежности к соответствующим ветвям права.
Отдельно следует сказать
о международном праве как
части системы российского
С учетом существующих подходов к пониманию отрасли права и ее признаков, представление новаций в типологизации отраслей права возможно по следующим основаниям: по методике и особенностям организации предмета правового регулирования (интегрирующие, комплексные, предметные отрасли права); по способу образования (профилирующие (базовые, основные), комплексные, специальные отрасли права); по интересу и методу правового регулирования (публичное право, частное право, социальное право); по способу функционирования (автономные и зависимые); в зависимости от экономического ориентирования (отрасли права, непосредственно регулирующие экономические вопросы (экономическое право); отрасли публичного права, ориентированные на управление экономическими процессами общества; отрасли права, 2.2. Особенности деления права на частное и публичное
На протяжении более чем 70-летней истории советского государственно-правового развития наша официальная юридическая наука отрицательно относилась к делению права на публичное и частное.
Принято было считать, что это деление искусственное и призвано замаскировать сущность буржуазного права как возведенной в закон воли эксплуататорского меньшинства общества, посеять иллюзии о государстве и праве как надклассовых институтах.
Возрождение и законодательное закрепление в России частного права на рубеже XX–XXI вв. является, по мнению Е. А. Суханова, «одной из главных черт нового правопорядка, сложившегося в результате социально-экономических преобразований последнего десятилетия», а восстановление и укрепление частноправовых начал имеет особое значение для отечественной правовой системы и всего социально-экономического строя.1
Закономерный «закат»
социалистической системы хозяйствования
и советской организации
В качестве важнейших
предпосылок подобного
Своеобразным «прорывом» в данном вопросе стала публикация накануне распада Советского Союза в центральной прессе статьи С. С. Алексеева, направленной на привлечение внимания общественности к традиционному для континентального права разделению права на частное и публичное, «оправданию» в глазах советских людей самой идеи частного права и раскрытию её истинного содержания, не замутненного догмами коммунистической идеологии, вдохновленной приведенной выше ленинской формулировкой.2
В. Ф. Попондопуло утверждает, что «в зависимости от типов социальной деятельности и опосредующих их общественных отношений выделяются две отрасли права – частное и публичное, нормы которых в том или ином сочетании представлены в нормативных правовых актах, предназначенных для регулирования различных сфер жизни общества»3.
Распространенным явлением
в современной научной и
Ю. Н. Старилов отмечает,
что «публичное и частное права
различаются исходными
Эта мысль более подробно
раскрыта Е. А. Сухановым, который доказывает,
что «восстановление и
Возрождается и дискуссия по поводу критериев разграничения частного и публичного права. Так, С. В. Васильев пришёл к выводу, что разграничение, проводимое посредством формальных критериев, является более предпочтительным благодаря устойчивости формальной стороны в праве.2
С. В. Михайлов, который, опираясь на анализ категории «интерес», обосновывает презумпцию частноправового характера любого правоотношения. По его мнению, имущественные и личные неимущественные отношения должны предполагаться частными, «если иное не установлено законодателем в публичных интересах или не определено решением суда по определенному отношению. Четкое закрепление принципов, предмета, метода, то есть сферы публичного права, позволит наиболее точно определить область частного права, а следовательно, границы личной свободы индивидуума в конкретном общественном отношении».3 Данная модель привлекательна расширением области частного права до подлежащих указанию в законе границ публичного права и с возможными отдельными оговорками должна быть, по всей видимости, воспринята правоприменительной практикой, однако представляет собой попытку определения частного права через противопоставление публичному праву.
Своеобразную интерпретацию деления права на частное и публичное с позиций коммуникативной концепции права предлагает А. В. Поляков, утверждающий, что «в основе публичного и частного права лежат разные виды правовых коммуникаций: монологическая коммуникация – в публичном праве и диалогическая коммуникация – в праве частном».1
Наиболее интересный
подход к определению критериев
деления права на частное и
публичное, а также отраслевой дифференциации
права в современной
Переход к рыночному хозяйству, основанному на плюрализме и равенстве всех форм собственности, в том числе и частной, означает своеобразный «возврат» российской системы права к делению на публичное и частное право.
Естественно, что в этих условиях должна быть произведена своеобразная инвентаризация отраслей и институтов права с целью вычленения из них норм, относящихся к частно-правовой сфере регулирования.
Другой путь формирования права — это разработка и введение в действие республиканских законов о собственности, предпринимательстве, приватизации и т.д.
В силу исторических реалий наше государство и правовая система России находилась в специфической ситуации. Сегодня в развитии российского права можно проследить два взаимосвязанных направления. Переход России к рыночным отношениям повлек усиление частноправовых начал в регулировании общественных отношений.
Кардинальному реформированию
подверглись все базовые
Усиление частноправовых начал в правовом регулировании повлекло также возникновение новых и стремительное развитие имеющихся комплексных образований в системе российского законодательства (массив социального законодательства, природоохранительное, транспортное законодательство, законодательство о здравоохранении, образовании, космическое, информационное законодательство).
Вместе с тем, несмотря на специфичность ситуации, российское государство является частью мирового сообщества и подвержено воздействию мировых тенденций, в том числе и в правовой сфере. Поэтому укреплению связей с международным сообществом определило и другую взаимосвязанную тенденцию – активное вторжение публичного права в сферу частного права. Это проявляется, например, в изменении договорного права. Этот процесс ведет к отходу от классических принципов договора: ограничению свободы договоров, равенству сторон в договоре, к стандартизации их содержания.
Вторжение публичного права в сферу частного права наиболее показательно иллюстрируется трансформацией права собственности. Право собственности утрачивает свой абсолютный характер. Исключительные полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом подвергаются существенным юридическим ограничениям: принудительные отчуждения некоторых видов собственности установление обязательного порядка их эксплуатации.
Необходимость вмешательства государства в экономические процессы в целях реализации социальных программ, а также решения глобальных проблем требует внедрения публичных начал в регулирование соответствующих отношений, более широкого применения императивных норм административного права. Сочетание публичных и частных норм при государственном регулировании экономики имеет целью оптимальное соотношение интересов общества и государства при сохранении свободы предпринимательства.
Информация о работе Отрасли российского права: проблемы развития