Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является подробное описание и изучение теоретических положений, касающихся политической системы общества в целом и современной политической системы Российской Федерации в частности. Для осуществления поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие важные аспекты:
- в первой главе будут приведены понятие политической системы, основные виды, их функции и признаки.
- во второй главе будет подробно изложен структурный анализ политической системы общества, который включает в себя рассмотрение структуры политической системы и основных ее элементов.
- в рамках третьей главы данной курсовой работы будет рассмотрена современная Российская политическая система, ее структурные особенности, функциональное назначение и видовая принадлежность. Также будут определены основные направления развития политической системы российского общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I Теория политической системы общества
§ 1. Понятие и признаки политической системы общества………………. 5
§ 2. Функции политической системы общества………………….…………7
§ 3. Виды политических систем……………………………………………..11
Глава II Структурный анализ политической системы общества
§ 1. Структура политической системы……………………………………...14
§ 2. Основные элементы политической системы общества……………….15
Глава III Современная Российская политическая система
§ 1. Структурные особенности……………………………………………....20
§ 2. Основные направления развития политической системы российского общества…………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

ТГП .doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

    В подобных функциях, по сути, выражается все то, чем занимается политическая система – руководство, управление, контроль. Однако в этих функциях не находят отражение функции окружающей среды (населения, социальных групп и общественные организации).

    Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. С изменением экономических и социальных отношений изменяются и политические отношения, модифицируется политическая система, ее функции.6 

    1.3. Виды политических  систем

    В современной политической науке  существуют различные классификации политических систем, которые зависят от критериев дифференциации. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.7

    Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая марксистско-ленинская теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу при анализе современной политической системы существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.

    Наибольшей  популярностью в современных  условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются в соответствии с типом политического режима как демократические, авторитарные и тоталитарные.

Демократические  политические  системы  собрали   в   себе:   правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита  меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.

    Авторитарные  политические системы представляют собой слияние  следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора  на  репрессивные  органы,  отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления  в  ущерб регионам.

    Тоталитарные  политические системы функционируют  на  основе  приоритета классовых,  национальных   или   религиозных   ценностей.   Власть   в   них сконцентрирована  в  руках  монопольно-правящей  партии  или  группы  лиц  и контролирует   все   стороны   жизнедеятельности   общества   и    индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.

    Взаимодействие различных типов политических систем осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур; это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различными политическими системами. 

    Таблица 1 – Типология политических систем

Авторы  типологии Критерий типологизации Выделяемые  типы политических

систем

К. Маркс,

Ф. Энгельс, В.И. Ленин

По типу общественно-экономической  формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая
Р. Даль По степени  демократичности власти, наличию  механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная,

тоталитарная;

Г. Алмонд По типу политической культуры Англо-американская, европейская континентальная, доиндустриальная,

индустриальная;

В.Е. Чиркин По способам управления обществом Административно-командная, соревновательная,

социопримирительная;

В.В. Радаев,

О.Н. Шкартан

По месту  и роли государства в жизни  общества Этакратическая, демократическая
 

    В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на консервативные (их цель – сохранять традиционные структуры, сложившуюся форму политической власти) и трансформирующиеся (проводящие общественные преобразования).

     Итак, тип политической системы характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависит характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Многообразие типологий свидетельствует о многомерности такого явления, как политическая система общества. Сложность политических систем такова, что ни один подход или метод, взятый в отдельности, недостаточен, чтобы дать полную картину. Следовательно, для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.8  

 

      2.Структурный анализ  политической системы  общества 

     Политическая  система общества представляет собой  определенную структуру, элементы которой  взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Категория “политическая  система” отражает политическую деятельность, является научной и подчеркивает системный характер политической жизни общества.  

     2.1. Структура политической  системы

     Вопрос  о структуре политической системы  общества не имеет единообразного решения  в науке. Сторонники узкой трактовки политической системы в качестве её структурных элементов чаще всего называют государство, политические партии и общественные объединения (организации), деятельность которых носи политический характер или связана с политикой. Подобная трактовка структуры политической системы, хотя и акцентирует внимание на главных её элементах, тем не менее, все же обедняет её содержание и не показывает других её сторон. В связи с этим более удачной представляется позиция сторонников широкой трактовки политической системы, которые наряду с государством, политическими партиями и общественными объединениями выделяют и другие элементы в её структуре. Правда среди них нет единства мнений относительно этих элементов, однако предложенный ими подход, полагаю, является правильным.9

    Политическая  система относится к числу  так называемых комплексных систем, т.е. систем, в состав которых входят элементы, одновременно функционирующие  и в других системах. При этом эти комплексные системы связаны  с этими и другими системами сложными функциональными и иными зависимостями.10

    Исходя  из этого в политической системе  общества можно выделить следующие  элементы, которые правильнее называть компонентами, поскольку каждый из них можно рассматривать как  определенную подсистему политической системы.

  • Политическая власть;
  • Политические институты;
  • Нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения;
  • Политическая культура и идеология;
  • Средства массовой информации;
  • Церковь.

    Нередко наряду с названными компонентами выделяются и такие компоненты, как политические отношения, политическая деятельность, политический режим и некоторые другие. По моему мнению, нет достаточных оснований для выделения данных компонентов в политической системе. Например, политические отношения – это то, что связывает основные звенья политической системы в единое целое. В любой системе элементы, составляющие систему, так или иначе, связаны между собой. В этом плане политическая система не является исключением. Её основные элементы – государство, политические партии, политические движения – связаны друг с другом определенными отношениями. Не является компонентом политической системы и политическая деятельность, т.к. политическая система общества – это не статическая, а динамическая система. Поэтому основные её элементы, являясь субъектами политической системы занимаются политической деятельностью и в процессе этой деятельности взаимодействуют друг с другом.11  

    2.2. Основные элементы  политической системы  общества

    Обозначив основные элементы политической системы общества, приступим к более детальной характеристике каждого из них.

    Центральным элементом, стержнем политической системы  является политическая власть, подобно  тому, как в экономической системе  таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная.

    Политическая  власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве  обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции  в экономической жизни. Это руководство проявляет себя, в конечном счете, как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особой группы, специфического слоя людей, профессионально занятых управлением.12

    Выделение политической власти как основополагающего  элемента политической системы помогает определить ее структуру.

    Так же в политическую систему входят институты (организации, учреждения), связанные с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.

    Собственно  политические организации прямо  и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.

    Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства  в политической системе определяется рядом особенностей государства.

    Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель  общества в целом. Оно обладает монопольным  правом издания законов и установления, общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества.

    Ключевая  роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации.

    К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

    Не  собственно политическими являются организации, деятельность которых  хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы.

    Профсоюзы создаются для защиты интересов  своих членов по вопросам, связанным  с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности  для воздействия на деятельность государства. Они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества.13

    В состав такого элемента, как нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения, входят нормы  права, имеющие политическое содержание, корпоративные нормы, функционирующие  в политической сфере, политические традиции и обычаи, правила политической этики. Нередко эти нормы именуют также политическими нормами. Данный компонент функционирует не только в политической, но и в других социальных системах, и прежде всего в нормативной системе.

    Велика  значимость политической идеологии, которая  занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политической системе либо стабилизирующую роль, либо роль дестабилизирующую, деструктивную.

Информация о работе Политическая система общества