Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является подробное описание и изучение теоретических положений, касающихся политической системы общества в целом и современной политической системы Российской Федерации в частности. Для осуществления поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие важные аспекты:
- в первой главе будут приведены понятие политической системы, основные виды, их функции и признаки.
- во второй главе будет подробно изложен структурный анализ политической системы общества, который включает в себя рассмотрение структуры политической системы и основных ее элементов.
- в рамках третьей главы данной курсовой работы будет рассмотрена современная Российская политическая система, ее структурные особенности, функциональное назначение и видовая принадлежность. Также будут определены основные направления развития политической системы российского общества.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I Теория политической системы общества
§ 1. Понятие и признаки политической системы общества………………. 5
§ 2. Функции политической системы общества………………….…………7
§ 3. Виды политических систем……………………………………………..11
Глава II Структурный анализ политической системы общества
§ 1. Структура политической системы……………………………………...14
§ 2. Основные элементы политической системы общества……………….15
Глава III Современная Российская политическая система
§ 1. Структурные особенности……………………………………………....20
§ 2. Основные направления развития политической системы российского общества…………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………………..31
В подобных функциях, по сути, выражается все то, чем занимается политическая система – руководство, управление, контроль. Однако в этих функциях не находят отражение функции окружающей среды (населения, социальных групп и общественные организации).
Функции
политической системы не являются неизменными.
Они развиваются с учетом конкретно-исторической
обстановки. С изменением экономических
и социальных отношений изменяются и политические
отношения, модифицируется политическая
система, ее функции.6
1.3. Виды политических систем
В современной политической науке существуют различные классификации политических систем, которые зависят от критериев дифференциации. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.7
Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая марксистско-ленинская теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу при анализе современной политической системы существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.
Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются в соответствии с типом политического режима как демократические, авторитарные и тоталитарные.
Демократические политические системы собрали в себе: правление большинства, свободу критики и оппозицию правительству, защита меньшинства, право народа в решении государственных дел, охрану прав человека.
Авторитарные политические системы представляют собой слияние следующих качеств: полнейшая власть одного человека, использование жёстких средств в решении государственных проблем, опора на репрессивные органы, отрицание гражданских свобод, подавление оппозиции, централизация управления в ущерб регионам.
Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно-правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида, неотъемлемой частью в них являются репрессивные органы.
Взаимодействие
различных типов политических систем
осуществляется более плодотворно, если
при их характеристике учитываются особенности
многообразных культур; это открывает
дополнительные каналы для эффективного
сотрудничества и партнерства между различными
политическими системами.
Таблица 1 – Типология политических систем
Авторы типологии | Критерий типологизации | Выделяемые
типы политических
систем |
К.
Маркс,
Ф. Энгельс, В.И. Ленин |
По типу общественно-экономической формации | Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая |
Р. Даль | По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий | Демократическая,
авторитарная,
тоталитарная; |
Г. Алмонд | По типу политической культуры | Англо-американская,
европейская континентальная, доиндустриальная,
индустриальная; |
В.Е. Чиркин | По способам управления обществом | Административно-командная,
соревновательная,
социопримирительная; |
В.В. Радаев,
О.Н. Шкартан |
По месту и роли государства в жизни общества | Этакратическая, демократическая |
В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на консервативные (их цель – сохранять традиционные структуры, сложившуюся форму политической власти) и трансформирующиеся (проводящие общественные преобразования).
Итак,
тип политической системы характеризуется
соотношением и взаимодействием ее структурных
элементов. От их места, роли, содержания
и направленности зависит характер политической
системы, а также темпы развития общества
в целом. Многообразие типологий свидетельствует
о многомерности такого явления, как политическая
система общества. Сложность политических
систем такова, что ни один подход или
метод, взятый в отдельности, недостаточен,
чтобы дать полную картину. Следовательно,
для анализа многомерных политических
систем требуется многомерный подход.8
2.Структурный анализ
политической системы
общества
Политическая
система общества представляет собой
определенную структуру, элементы которой
взаимосвязаны и образуют устойчивое
единство. Категория “политическая
система” отражает политическую деятельность,
является научной и подчеркивает системный
характер политической жизни общества.
2.1. Структура политической системы
Вопрос о структуре политической системы общества не имеет единообразного решения в науке. Сторонники узкой трактовки политической системы в качестве её структурных элементов чаще всего называют государство, политические партии и общественные объединения (организации), деятельность которых носи политический характер или связана с политикой. Подобная трактовка структуры политической системы, хотя и акцентирует внимание на главных её элементах, тем не менее, все же обедняет её содержание и не показывает других её сторон. В связи с этим более удачной представляется позиция сторонников широкой трактовки политической системы, которые наряду с государством, политическими партиями и общественными объединениями выделяют и другие элементы в её структуре. Правда среди них нет единства мнений относительно этих элементов, однако предложенный ими подход, полагаю, является правильным.9
Политическая
система относится к числу
так называемых комплексных систем,
т.е. систем, в состав которых входят
элементы, одновременно функционирующие
и в других системах. При этом
эти комплексные системы
Исходя из этого в политической системе общества можно выделить следующие элементы, которые правильнее называть компонентами, поскольку каждый из них можно рассматривать как определенную подсистему политической системы.
Нередко
наряду с названными компонентами выделяются
и такие компоненты, как политические
отношения, политическая деятельность,
политический режим и некоторые другие.
По моему мнению, нет достаточных оснований
для выделения данных компонентов в политической
системе. Например, политические отношения
– это то, что связывает основные звенья
политической системы в единое целое.
В любой системе элементы, составляющие
систему, так или иначе, связаны между
собой. В этом плане политическая система
не является исключением. Её основные
элементы – государство, политические
партии, политические движения – связаны
друг с другом определенными отношениями.
Не является компонентом политической
системы и политическая деятельность,
т.к. политическая система общества –
это не статическая, а динамическая система.
Поэтому основные её элементы, являясь
субъектами политической системы занимаются
политической деятельностью и в процессе
этой деятельности взаимодействуют друг
с другом.11
2.2. Основные элементы политической системы общества
Обозначив основные элементы политической системы общества, приступим к более детальной характеристике каждого из них.
Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная.
Политическая власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя, в конечном счете, как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особой группы, специфического слоя людей, профессионально занятых управлением.12
Выделение политической власти как основополагающего элемента политической системы помогает определить ее структуру.
Так же в политическую систему входят институты (организации, учреждения), связанные с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.
Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.
Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.
Государство
выступает как единственная организация,
которая объединяет всех без исключения
граждан, оно официальный представитель
общества в целом. Оно обладает монопольным
правом издания законов и
Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации.
К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.
Не собственно политическими являются организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы.
Профсоюзы
создаются для защиты интересов
своих членов по вопросам, связанным
с трудовыми отношениями. Однако
профсоюзы имеют широкие
В состав такого элемента, как нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения, входят нормы права, имеющие политическое содержание, корпоративные нормы, функционирующие в политической сфере, политические традиции и обычаи, правила политической этики. Нередко эти нормы именуют также политическими нормами. Данный компонент функционирует не только в политической, но и в других социальных системах, и прежде всего в нормативной системе.
Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политической системе либо стабилизирующую роль, либо роль дестабилизирующую, деструктивную.