Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является подробное описание и изучение теоретических положений, касающихся политической системы общества в целом и современной политической системы Российской Федерации в частности. Для осуществления поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие важные аспекты:
- в первой главе будут приведены понятие политической системы, основные виды, их функции и признаки.
- во второй главе будет подробно изложен структурный анализ политической системы общества, который включает в себя рассмотрение структуры политической системы и основных ее элементов.
- в рамках третьей главы данной курсовой работы будет рассмотрена современная Российская политическая система, ее структурные особенности, функциональное назначение и видовая принадлежность. Также будут определены основные направления развития политической системы российского общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I Теория политической системы общества
§ 1. Понятие и признаки политической системы общества………………. 5
§ 2. Функции политической системы общества………………….…………7
§ 3. Виды политических систем……………………………………………..11
Глава II Структурный анализ политической системы общества
§ 1. Структура политической системы……………………………………...14
§ 2. Основные элементы политической системы общества……………….15
Глава III Современная Российская политическая система
§ 1. Структурные особенности……………………………………………....20
§ 2. Основные направления развития политической системы российского общества…………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

ТГП .doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

    Политическая  культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или  социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит, прежде всего, в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранительную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет разрушительную роль.14

    СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика.

    В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам.

    В СМИ информация «сверху» и «снизу»  существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.15

    Заметную  роль в политической системе общества играет церковь - особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей, это - форма общественного сознания. В определенные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты - это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются.16 

 

     3. Современная Российская  политическая система 

    В Российской Федерации политическая система общества действует в  полном соответствии с нормами международного права. Согласно статьям 13 и 30 Конституции  Российской Федерации в РФ признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений. При этом, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.17

    Политическая  система нашей страны имеет свои особенности в своей структуре, видовой принадлежности и дальнейших перспективах развития. 

    3.1. Структурные особенности

    Особым  звеном политической системы России выступает само государство и его органы. Оно призвано выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России.

    Государство и общественные объединения есть самостоятельные части политической системы. Правовое закрепление различных  сторон деятельности общественных организаций  и их взаимоотношения с государством способствуют стабилизации политической системы в современной России.18

      Именно государство обеспечивает  единство разнообразных компонентов  политической системы. Оно призвано  быть не только самостоятельным  субъектом политических отношений,  выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан.

    Важную  роль во взаимодействии государства с другими институтами политической системы переходного периода играет сам механизм взаимодействия, который является ядром всей системы политического управления обществом. В этом механизме можно выделить два основных элемента. К первому элементу относится система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемой на территориальной основе. В России продолжается развитие партийной системы <9>. В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало доброй традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России. Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.19

    В России партийная система, несмотря на почти 20-летнюю историю восстановления многопартийности, пока еще не сложилась, поскольку правительство в нашем  отечестве на протяжении всего этого же периода формируется не на партийной основе. Существуют лишь проправительственные партии, т.е. партии, которые готовы поддерживать правительство, само же правительство, хотя и может пользоваться поддержкой той или иной партии в Государственной Думе, никак с этой партией не связано. Президенты в России также не принадлежат ни к какой партии. 20

    В настоящее время проправительственной партией всецело является партия Единая Россия. В последнее время  мы наблюдаем её усиление  на политической арене нашей страны.

    Официально "Единая Россия" - одна из четырех  парламентских партий. Фактически же - это партия власти, особый государственный (да, именно государственный) институт, буквально пронизывающий многие другие государственные и негосударственные институты... Очевидно, что на равных конкурировать с "Единой Россией" никто не сможет. Ни "нишевые" партии, ни какие-либо общественные объединения или тем более экспертные структуры... И соответственно всех потенциальных конкурентов будет так или иначе притягивать к партии власти.

    В этой связи примечательно мнение Президента страны Дмитрия Медведева. В первом же президентском Послании Федеральному Собранию Президент заявил: "Ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении... Наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии... Доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению..." Поэтому Президент предложил прежде всего "принять меры по дальнейшему повышению уровня качества народного представительства во власти... Представительные органы должны избираться при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений граждан". Однако сформулированные Президентом достаточно ясные пути решения вопросов развития гражданского общества и демократического государства припартийные политологи комментируют неоднозначно. Обозначенные задачи по дальнейшей демократизации политической системы общества они восприняли и пропагандируют как укрепление партийно-политической системы, увеличение числа партий и партизации государственной власти.

    Президент и Председатель Правительства определили стратегическую задачу укрепления политической системы общества путем восстановления конституционного статуса всех общественных объединений, а лидеры политических партий и припартийные политтехнологи пытаются повернуть их на восстановление партийно-политической системы, на те же грабли партизации власти. По существу, используют опыт своих предшественников, которые шли к власти под лозунгами демократии, социализма и либерализма, а в практической политике девальвировали их содержание и благородные цели.

    Непредвзятое  восприятие научных исследований о  природе политических партий и анализ практики их деятельности приводит к  выводу, что дальнейшая партизация государственной власти чревата  очередными социально-политическими  катастрофами. Становление демократического, правового и социального государства возможно лишь на основе всенародного избрания органов государственной власти, принятия востребованных обществом законов и независимой судебной системы.21

    Наиболее  распространенную организационную  форму, при которой население Российской Федерации реализует свое конституционную форму на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей представляют собой общественные объединения. Данные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время в России действует более 40000 общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населении страны.

    В Российской Федерации общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и  органы общественной самодеятельности.

      Общественной организацией признается  общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. В форме общественных организаций в РФ действуют профсоюзы, разного рода творческие, спортивные и иные общественные объединения.

    Общественным  движением признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В России в качестве общественных движений зарегистрированы «Солдатские матери», «Демократическая Россия» и другие объединения.

    Общественный  фонд понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов. Министерством юстиции РФ в нашей  стране были зарегистрированы такие общественные фонды, как Международный фонд А.С. Пушкина, Экологический фонд России и др.

    Общественным  учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области  образования, здравоохранения, культуры и других сферах.

    Под органом общественной безопасности понимается объединение, создаваемое  с целью решения социально  значимых проблем, возникающих у  граждан по месту жительства, работы или учебы, например родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях.

    Деятельность  общественных объединений РФ благотворно  сказывается во всех сферах жизни  и деятельности общества и государства. Благодаря названным общественным формированиям обеспечивается объединение, организация и вовлечение населения страны на решение важнейших социально значимых проблем.22

    Формы и методы осуществления государственной  власти в постсоциалистическом государстве  также имеет свои особенности. Это  в основном демократический режим  с определенными элементами авторитаризма. Очевидно, что в форме постсоциалистического государства (и не только в России), ее отдельных сторонах (формах правления, государственно-территориального устройства, государственного режима) существуют различные проблемы. Их придется решать, но не методами «кавалерийских атак» быстротекущих законодательных изменений, поправок, а на основе солидной разработки теории постсоциалистического государства и его конституции.23

    Таким образом, современная Россия есть по «преимуществу государство конституционное, а конституционное государство - законническое государство в том смысле, что единственной формой его вмешательства в сферу свободы индивида является вмешательство, основанное на законах».24  

    3.2. Основные направления развития политической системы российского общества

    Политическая организация РФ во всем многообразии её связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы,  призванной обеспечить неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической организации; во-вторых, невысокая политическая культура граждан нашей страны, и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико-правовой климат страны.

Информация о работе Политическая система общества