Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является подробное описание и изучение теоретических положений, касающихся политической системы общества в целом и современной политической системы Российской Федерации в частности. Для осуществления поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие важные аспекты:
- в первой главе будут приведены понятие политической системы, основные виды, их функции и признаки.
- во второй главе будет подробно изложен структурный анализ политической системы общества, который включает в себя рассмотрение структуры политической системы и основных ее элементов.
- в рамках третьей главы данной курсовой работы будет рассмотрена современная Российская политическая система, ее структурные особенности, функциональное назначение и видовая принадлежность. Также будут определены основные направления развития политической системы российского общества.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I Теория политической системы общества
§ 1. Понятие и признаки политической системы общества………………. 5
§ 2. Функции политической системы общества………………….…………7
§ 3. Виды политических систем……………………………………………..11
Глава II Структурный анализ политической системы общества
§ 1. Структура политической системы……………………………………...14
§ 2. Основные элементы политической системы общества……………….15
Глава III Современная Российская политическая система
§ 1. Структурные особенности……………………………………………....20
§ 2. Основные направления развития политической системы российского общества…………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………………..31
Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит, прежде всего, в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранительную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет разрушительную роль.14
СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика.
В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам.
В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.15
Заметную
роль в политической системе общества
играет церковь - особый вид религиозной
организации, объединяющий верующих на
основе общности религиозных взглядов
и обрядов. Религия неизменно опирается
на довольно большие массы своих последователей,
это - форма общественного сознания. В
определенные исторические периоды, в
тех или иных регионах планеты - это форма
сознания, наиболее распространенная
в массах, а иногда она довлеет над всеми
другими формами общественного сознания.
Поэтому во всех случаях, когда речь идет
о религии, вопрос касается более или менее
значительных людских масс. Политика тоже
неизбежно связана с огромными массами
населения. Следовательно, эти два явления
общественной жизни неизбежно перекрещиваются.16
3. Современная Российская
политическая система
В Российской Федерации политическая система общества действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно статьям 13 и 30 Конституции Российской Федерации в РФ признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений. При этом, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.17
Политическая
система нашей страны имеет свои
особенности в своей структуре,
видовой принадлежности и дальнейших
перспективах развития.
3.1. Структурные особенности
Особым звеном политической системы России выступает само государство и его органы. Оно призвано выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России.
Государство
и общественные объединения есть
самостоятельные части
Именно государство
Важную роль во взаимодействии государства с другими институтами политической системы переходного периода играет сам механизм взаимодействия, который является ядром всей системы политического управления обществом. В этом механизме можно выделить два основных элемента. К первому элементу относится система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемой на территориальной основе. В России продолжается развитие партийной системы <9>. В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало доброй традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России. Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.19
В
России партийная система, несмотря
на почти 20-летнюю историю восстановления
многопартийности, пока еще не сложилась,
поскольку правительство в
В
настоящее время
Официально
"Единая Россия" - одна из четырех
парламентских партий. Фактически же
- это партия власти, особый государственный
(да, именно государственный) институт,
буквально пронизывающий многие
другие государственные и
В этой связи примечательно мнение Президента страны Дмитрия Медведева. В первом же президентском Послании Федеральному Собранию Президент заявил: "Ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении... Наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии... Доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению..." Поэтому Президент предложил прежде всего "принять меры по дальнейшему повышению уровня качества народного представительства во власти... Представительные органы должны избираться при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений граждан". Однако сформулированные Президентом достаточно ясные пути решения вопросов развития гражданского общества и демократического государства припартийные политологи комментируют неоднозначно. Обозначенные задачи по дальнейшей демократизации политической системы общества они восприняли и пропагандируют как укрепление партийно-политической системы, увеличение числа партий и партизации государственной власти.
Президент и Председатель Правительства определили стратегическую задачу укрепления политической системы общества путем восстановления конституционного статуса всех общественных объединений, а лидеры политических партий и припартийные политтехнологи пытаются повернуть их на восстановление партийно-политической системы, на те же грабли партизации власти. По существу, используют опыт своих предшественников, которые шли к власти под лозунгами демократии, социализма и либерализма, а в практической политике девальвировали их содержание и благородные цели.
Непредвзятое восприятие научных исследований о природе политических партий и анализ практики их деятельности приводит к выводу, что дальнейшая партизация государственной власти чревата очередными социально-политическими катастрофами. Становление демократического, правового и социального государства возможно лишь на основе всенародного избрания органов государственной власти, принятия востребованных обществом законов и независимой судебной системы.21
Наиболее распространенную организационную форму, при которой население Российской Федерации реализует свое конституционную форму на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей представляют собой общественные объединения. Данные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время в России действует более 40000 общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населении страны.
В Российской Федерации общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.
Общественной организацией
Общественным движением признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В России в качестве общественных движений зарегистрированы «Солдатские матери», «Демократическая Россия» и другие объединения.
Общественный
фонд понимается как общественное объединение,
создаваемое с целью
Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры и других сферах.
Под
органом общественной безопасности
понимается объединение, создаваемое
с целью решения социально
значимых проблем, возникающих у
граждан по месту жительства, работы
или учебы, например родительские комитеты,
создаваемые при
Деятельность
общественных объединений РФ благотворно
сказывается во всех сферах жизни
и деятельности общества и государства.
Благодаря названным
Формы
и методы осуществления государственной
власти в постсоциалистическом государстве
также имеет свои особенности. Это
в основном демократический режим
с определенными элементами авторитаризма.
Очевидно, что в форме постсоциалистического
государства (и не только в России), ее
отдельных сторонах (формах правления,
государственно-
Таким
образом, современная Россия есть по
«преимуществу государство конституционное,
а конституционное государство - законническое
государство в том смысле, что единственной
формой его вмешательства в сферу свободы
индивида является вмешательство, основанное
на законах».24
3.2. Основные направления развития политической системы российского общества
Политическая организация РФ во всем многообразии её связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечить неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Этому мешают, во-первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической организации; во-вторых, невысокая политическая культура граждан нашей страны, и, в-третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико-правовой климат страны.