Политические и правовые учения в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:48, доклад

Описание

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля — ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Работа состоит из  1 файл

политические учения в др греции.docx

— 50.03 Кб (Скачать документ)

В качестве примеров смешанного государственного строя  в "Политике" названы аристократическая  Спарта, Крит, а также "прародительская" демократия, введенная в Афинах реформами  Солона.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет  с политической справедливостью, подчеркивая  тем самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. Вне политического  общения права не существует. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости. Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при десп6тической*власти.

Политическое право  делится на естественное и условное (установлённое) "'Естественное право  — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания  или непризнания его. Условное право  то, которое первоначально могло  быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]". Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет, но, по смыслу его концепции, к таковым относятся все общественные явления, существующие "от природы": семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель подчёркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. "Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов".

Направленная против учений рабовладельческой демократии, аристотелевская концепция была призвана умалить значение писаных  законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной в  природе справедливости. "Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные", — утверждал философ.

Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в  Древней Греции. По мере проникновения  частной собственности и рабовладельческих  отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно  перешли от традиционных воззрений  к признанию экономической роли рабства, правовых методов регулирования  общественной жизни ("Законы" Платона), к апологии частной собственности  и равенства граждан перед  законом в сфере имущественных  отношений (в "Этике" Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, "умеренной" или "средней" собственности и патриархальных полисных традиций и обычаев в  сфере управления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей "избытком добродетели", законы не нужны.

Политические и  правовые учения в период упадка древнегреческих  государств

С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и  приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отношений. Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий, наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма — период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом.

Кризис полисных учреждений и утрата государствами  независимости породили среди граждан  настроения упадничества, неуверенности, аполитизма. Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход общественных событий. В сознании рабовладельческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь морального освобождения соседствует с преклонением перед государством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изучение политики деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии.

Эпикура (341—270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. "Справедливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применив заключается". Право и государство суть продукты договора, результат соглашения.

Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, Эпикур настойчиво подчеркивал относительный  и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных  государств. В применении к особенностям места и .обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же". Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно говорить лишь применительно к договору, который служит пограничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому, одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным образованиям.

Воззрения Эпикура  отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии (страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил "жить незаметно". Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизма.

Против философии  Эпикура выступили стоики.  Термин "стоицизм" происходит от слова "стоя" (колоннада, галерея) — от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336— ок. 264 гг. до н.э.).

Стоики явились  продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии.  Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой,  высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.

Вслед за Аристотелем  стоики утверждали, что общественные установления и государство коренятся  в природе, что человек от природы  склонен к общению. Отражая изменения  в государствённой жизни современного им общества, стоики истолковали эти  положения Аристотеля расширительно. Они отказались от узкополисной трактовки общественной жизни.  Естественное право мыслилось как универсальный, общемировой закон, государство — как мировое сообщество. В духе космополитических представлений того времени Зенон из Китая учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства. В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность. Благо государства ценилось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль, навеянную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству.

В философии и  этике стоицизма нашли свое преломление  взгляды аристократической верхушки рабовладельческого общества периода  образования эллинистических монархий. Религиозные искания стоиков, их призывы покориться судьбе оказались  в то же время созвучными настроениям, охватившим широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса.

Под влиянием стоицизма  сформировалась концепция Полибия (примерно 200—120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотав написанной им "Истории" в 40 книгах — путь римлян к мировому господству,

Истолкование исторического  процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие  общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".

Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия —единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства — в тиранию. Недовольство тиранами приводит  к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя, Так устанавливается аристократия—власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию,  где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не  веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия(господство черни, толпы) - худшая форма государства. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.

Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство "неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия". Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены  все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат)  и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный мир".

Теоретические взгляды  Полибия на развитие государства противоречили его же собственным наблюдениям над конкретными фактами из истории возникновения различных видов государственной власти. Его построения, как и предшествующие теории "смешанного государства" (Платона, Аристотеля), были призваны обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям.

Политическая концепция  Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.

 Заключение

В античной Греции философия  стала мировоззренческой основой  политических и правовых учений. Это  предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства  и законов, их взаимодействие и общие  закономерности развития. Теоретический  подход к изучению политики и права  в древнегреческих учениях отделяется от практико-прикладных описаний техники  государственного управления. Всякое действительное знание, в том числе  и политическое, утверждал Аристотель, имеет дело с общим и существующим по необходимости. Вот почему "мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны". Следуя этому  идеалу истинного знания, философы стремились оформить свои взгляды на государство и право в виде политической теории, преобразовать  их в единый комплекс взаимосвязанных  понятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов  мы находим первые в истории определения  государства и закона, классификации  форм государственной власти, концепции  перехода от одного политического устройства к другому.

Громадное влияние  на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи "правления  философов" и "мудрых законов" были восприняты многими мыслителями  эпохи Просвещения.

Платоновский проект общности имущества активно обсуждали  ранние представители социализма —  Т. Мор, Т. Кампанелла и др. На этом основании  некоторые исследователи называли Платона "родоначальником коммунизма". В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку  стражей-правителей и не составляет экономической основы проектируемого общественного строя. Истолкование его доктрины в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как  и попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталитаризма.

Информация о работе Политические и правовые учения в Древней Греции