Понятие формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами

Содержание

Введение____________________________________________________________3
1.Понятие формы государства _________________________________________4
2.Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и республики ___6
3.Форма государственного устройства: понятие и виды ____________________11
4.Государственный (политический) режим: общая характеристика___________13
Заключение_________________________________________________________ 15
Список использованных источников литературы__________________________16

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория государства и права.docx

— 66.05 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермский  институт Федеральной службы исполнения наказаний  »

Факультет внебюджетного  образования

 

Кафедра  общеправовых  дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Тема: Понятие формы государства

 

Выполнил студент: Кропотов Максим Алексеевич

 

Курс: 1

 

№ группы: В - 112

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

Дата защиты:_______________________

Оценка:____________________________

___________________________________

(подпись научного руководителя)

 

 

 

Пермь - 2011

Введение____________________________________________________________3

 

1.Понятие  формы государства  _________________________________________4

 

2.Форма правления: понятие  и виды. Соотношение монархии и республики ___6

 

3.Форма государственного  устройства: понятие и виды ____________________11

 

4.Государственный (политический) режим: общая характеристика___________13

Заключение_________________________________________________________ 15

Список использованных источников литературы__________________________16

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Категория формы государства  показывает особенности внутренней организации

государства, порядок образования  и структуру органов государственной  власти,

специфику их территориальной  обособленности, характер взаимоотношения  друг с

другом и населением, а  так же те методы, которые используются ими для

осуществления организующей и управленческой деятельности.

Исследование различных  аспектов формы государственности  имеет важное

теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в

разрешении этих жизненных  вопросов чреваты острыми политическими конфликтами,

тяжелыми моральными и  материальными потерями, а иногда даже человеческими

жертвами.

Для изучения формы государства, раскрытие ее роли в политических процессах

чрезвычайно важное значение приобретает подход  к форме как к организации

содержания. Понятие “организация”  предполагает выяснение своеобразия

внутренних аспектов формы  с точки зрения принципов объединения

взаимодействующих элементов  целого в системе, а также внешнего выражения этих

принципов в деятельности, как элементов системы, так и  всей системы в целом

(по отношению к другим  системам), поэтому целью данной  работы стало более

углубленное изучение данного  явления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие   формы государства;

2.Изложить понятия форм  правления, а так же  соотнести  монархическую и

республиканскую формы правления;

3. Рассмотреть формы государственного  устройства;

4. Охарактеризовать государственные  режимы.

Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит  из введения,

четырех вопросов, заключения и списка использованных источников литературы.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

                      

Для рассмотрения формы государства  следует обратить внимание на следующие

аспекты.

Во - первых, форма в связи с сущностью государства как общественного явления.

В данном аспекте под формой государства понимается специфический  способ

выражения сущности, система  органов, “машина”,  посредством  которой

осуществляется классовое  господство в противоположность  неклассовым,

неполитическим, негосударственным  способам. Существование государственной

власти находит свое отражение  в ее органах, армии, администрации, судьях и

других учреждениях, которые  составляют специфическую и постоянную  форму

бытия государства.

Во-вторых, форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение

сущности  проявление ее вовне). В соотношении “форма-явление”  выступает

внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной  его

организации (устройства). Различают  организацию верховных органов  власти

(монархию, республику), взаимоотношение  органов классовой власти с

населением, территориальную  структуру  государственной власти.

В третьих, форма в соотношении  форма - содержание выступает внутренняя форма

государства как форма  вполне определенного, данного классового содержания.

“Форма-содержание” государства  зиждется на соответствующих принципах

организации властвования, в которых выражается специфика  классового

господства определенного  типа на определенных этапах его развития.  Эти

принципы неповторимы, они  коренятся в социально-экономической  системе. Вместе

с ликвидацией экономического и политического господства исторически

определенных классов  ликвидируются и соответствующие  принципы организации

государственной власти. В  аспекте “форма-содержание” выражается также и

политический режим как  внутренняя форма государства, охватывающая главным

образом две стороны: механизм государства (внутренняя структура  власти, связь

элементов власти в данной государственной системе) и функции  государства

(методы и формы осуществления  функций данной государственной  власти).

“Форма - содержание” индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое

существует в пространстве и времени в единстве содержания  и формы.

Внутренняя форма всегда содержательна, она сама есть момент содержания

государства и как таковая  непосредственно и органически  связана с сущностью

государства в данном историческом этапе его развития. Внутренняя форма  по

отношению к внешней форме  государства выступает как определяющая специфику ее

содержания, т.е. играет  роль взаимосвязи сущности, содержания и  формы

государства.

“Форма-содержание” имеет  общее с чисто внешней формой-явлением”: она

изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию

государства. Поэтому в  рамках исторических типов государства  возможны

вариации внутренней формы  сообразно объективным условиям господства

исторически определенных классов. Кроме того, политический режим, как

внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку, которая  может

рассматриваться в качестве внешней формы.

Четкого  соотношения  между  типом  и формой государства  нет. С одной

стороны  в  пределах  государства одного и того же типа могут  встречаться

различные формы  организации  и деятельности государственной  власти, а с

другой стороны государства  различного типа могут обличаться в  одинаковую

форму. Своеобразие конкретной формы  государства  любого исторического

периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и

государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед  собой

государство. Другими словами, категория формы государства  непосредственно

зависит от его содержания и определяется  им.

Серьезное влияние на форму  государства оказывает культурный уровень народа,

его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные

особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику  формы

государства определяет также  характер взаимоотношений государства  и его

органов с негосударственными организациями  партиями, профсоюзами,

общественными  движениями, церковью и другими организациями.

В юридической науке форма  государства анализируется по преимуществу  как

внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой

государства понимается обычно его организация, выступающая в  единстве формы

правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е.

соответственно основным, узловым моментам этой организации.

Таким образом, можно дать следующее  краткое определение  формы государства:

Форма государства - сложное  общественное явление, которое включает в себя три

взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства

и форму государственного режима.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные

признаки, которые по мере общественного развития наполняются  новым содержанием,

обогащаясь во взаимосвязи  и взаимодействии. Вместе с тем  форма существующих

государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет  дать

определение  каждому  элементу формы государства

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ. СООТНОШЕНИЕ МОНАРХИИ  И РЕСПУБЛИКИ.

 

Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образования и распределение  компетенции между ними.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

* как создаются высшие  органы государства, и каково  их строение;

*как строятся взаимоотношения  между высшими и другими государственными  органами

*  как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и

населением страны;

* в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечивать

права и свободы гражданина.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются:

А) монархические (единоличные, наследственные)

В) республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия

Монархия - это такая форма правления, при  которой верховная власть единолична

и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

* существование единоличного  главы государства, пользующегося  своей властью

пожизненно (царь, король, император, шах);

* наследственный порядок  преемственности верховной власти;

* представительство государства  монарха по своему усмотрению;

* юридическая безответственность  монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она

стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического

управления.

В свою очередь  монархия делится:

а) абсолютную

b) ограниченную (парламентскую)

с) дуалистическую

d) теократическую

парламентскую

Абсолютная монархия - такая  форма правления, при которой  верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского  воинского устава - “самовластный  монарх, который

никому на свете о своих  делах ответу дать не должен“. Основным признаком

абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов,

ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с

процессом зарождения  буржуазных отношений и начинающимся процессом

разложения феодализма и  старых феодальных сословий. К наиболее существенным

чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок

представительных сословных  учреждений, юридически неограниченная власть

монарха, наличие в его  непосредственном подчинении и распоряжении постоянной

армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а   чиновникам,

которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное

вмешательство в частную  жизнь в эпоху абсолютизма  приобретает более

цивилизованные формы, получает юридическое  закрепление, однако  по – сей

день имеет принудительную направленность. В истории такими странами были

Россия XVII - XVIII века и Франция  до революции 1789 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму  правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение  определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления

буржуазного общества. Формально  она не  утратила своего значения в ряде стран

Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия,

Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется  следующими основными признаками:

* правительство формируется  из представителей определенной  партии (или

партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

* лидер партии, обладающий  наибольшим числом депутатских  мест, становится

главой государства;

* в законодательной, исполнительной  и судебной системах власть  монарха

фактически отсутствует, она является символической;

Информация о работе Понятие формы государства