Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:11, курсовая работа
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами
Введение____________________________________________________________3
1.Понятие формы государства _________________________________________4
2.Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и республики ___6
3.Форма государственного устройства: понятие и виды ____________________11
4.Государственный (политический) режим: общая характеристика___________13
Заключение_________________________________________________________ 15
Список использованных источников литературы__________________________16
* законодательные акты
принимаются парламентом и
монархом;
* правительство согласно
конституции несет
монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически
власть разделена между
формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях
формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно
перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а
парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма
правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в
Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические
(Саудовская Аравия).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы
государственного правления.
Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть
осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный
срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
* существование единоличного
и коллегиального главы
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных
органов государственной власти;
* осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению
народа
* юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных
законом;
* обязательность решений
верховной государственной
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в
Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась,
приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В
свою очередь они делятся по форме государственного устройства:
а) парламентарные
в) президентские
Парламентская республика -
разновидность современной
правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни
принадлежит парламенту.
В такой республике правительство
формируется парламентским
депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством
голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед
парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в
парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство
членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу
государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных
парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных
парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при
этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных
областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании
главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так
в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов
бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах
пропорционального представительства. Выборы главы государства в
парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего
избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается
сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:
обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является
верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра,
канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им
правительство, которое осуществляет исполнительную верховную власть и
отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной
чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь
тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется
доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет,
определяет перспективы развития социально-экономического развития страны,
решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает
демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые
условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности.
К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947
г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные
черты президентской
* внепарламентский метод
избрания президента и
* ответственность правительства
перед президентом, а не перед
* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В
соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения
властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту,
исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США
избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через
коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу
представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство
формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его
партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во
Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается
кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания
президента установлен в России в 1991г.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие,
является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и
главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров
(Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как,
правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным
главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем
их подписания, нередко
представительствует в
Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных
президентских республиках, способствует возможности гармоничного
функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки
часто встречаются “
республики“. Эта форма правления - практически независимая, слабо
контролируемая законодательной и судебной властью. Это конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Какая же форма правления в России? Так, например газета «Юридический
вестник» за сентябрь 2004 №18 придерживается мнения, что сегодня фактической
формой правления в Российской федерации суперпрезидентская. Широкие реформы
президента Владимира Путина по централизации власти в России многие называют
«поворотом кругом» от демократического пути. Бывший президент СССР Михаил
Горбачев даже обратился к Путину с призывом не свертывать демократические
свободы под лозунгом борьбы с терроризмом. Однако ни один из действительно
политически значимых шагов этой реформы не является беспрецедентным для любой
демократической страны.
У российской политической реформы уже появилось много критиков. В частности,
Станислав Бельковский, президент Института национальной стратегии, назвал
план Путина «величайшей ошибкой», считая, что « продажные бюрократы, которых
суперпрофессионалы от внутренней политики посадят теперь в руководящие
кресла в регионах России, не будут подотчетны ни перед кем и ни в чем». Но
ведь можно доказать и совершенно противоположное: Россия в 90-х годах была
начисто разворована продажными суперворами-олигархами, и Путин унаследовал
государство импровизированной клептократии, которому он пытается вернуть
утраченные богатства. Похоже, он верит, что его новые инициативы позволят
повысить жизненный уровень рядовых россиян и сократить уровень бедности в
стране, чего Путин так добивается.
Станет ли новый план централизации власти очередным громадным шагом назад?
Возможно. Но возможно и другое – Россия, как мы знаем, отлично научилась
ставить в тупик самых пессимистичных пророков, равно как и самых оптимистичных.
Только время покажет кто прав.1
Обществу, а, скорее всего политическому классу, придется в ближайшем будущем
сделать не простой выбор: либо дожидаться (кто обреченно кто с радостью)
перерождения политической
системы в некое подобие
позднесоветской), либо менять баланс функций и полномочий властных институтов,
заложенный в конституции, а лучше саму властную модель
3.ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством в целом и его основными
территориальными единицами таким образом:
Форма государственного устройства - это национальное и административно-
территориальное строение государства, которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными
органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления
организация государства рассматривается с точки зрения распределения
государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах,
их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
а) из каких частей состоит внутренняя структура государства;
б) каково правовое положение этих частей и, каковы взаимоотношения этих
органов;
в) как строятся отношения между центральными и местными государственными
органами;
г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации,
проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на
три основных группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
Унитарное государство
Унитарное государство - это цельное единое государственное образование,
состоящее из административно-
центральным органам власти и признаками государственной независимости не
обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие
исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство соответствующими органами;
2. на территории унитарного
государства действует одна
система законодательства, одно гражданство;
3. составные части унитарного
государства (области,
провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
4. унитарное государство,
на территории которого
численности национальности, широко допускает национальную и законодательную