Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:11, курсовая работа
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами
Введение____________________________________________________________3
1.Понятие формы государства _________________________________________4
2.Форма правления: понятие и виды. Соотношение монархии и республики ___6
3.Форма государственного устройства: понятие и виды ____________________11
4.Государственный (политический) режим: общая характеристика___________13
Заключение_________________________________________________________ 15
Список использованных источников литературы__________________________16
автономию;
5. все внешние
которые официально представляют страну на международной арене;
6. имеет единые вооруженные
силы, руководство которыми
центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами
управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных
унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция,
Япония, Финляндия .
Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных
государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно
имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими
условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным
составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в
союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для
большинства федеративных государств:
1. Территория федерации
состоит из территорий ее
кантов, земель, республик и т.д.;
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная
власть принадлежит
3. Субъекты федерации
имеют право принятия
свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы;
4. В большинстве федерации
существуют союзное
федеральных единиц;
5. При федеральном
представляющая интересы членов федерации;
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют
федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.);
7. Федерации строятся
по территориальному и
значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного
устройства;
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации
характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие
между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени
суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях
обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов
федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных
государственных образований.
Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств,
созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют
свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими
чертами:
1. конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и
судебных органов, в отличие от федерации;
2. конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов,
единого государственного бюджета;
3. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
4. государства могут
таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время
существования союза.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются,
либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский
союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена
конфедерация.
4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима,
существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое,
поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования,
но и характерные способы деятельности негосударственных политических
организаций (партии, движения, клубы, союзы).
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного
властвования различают демократический и авторитарные государственно-правовые
режимы (антидемократические).
Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку
является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для
рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для
феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание;
для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной
действительности не существует. В том или ином конкретном государстве
присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования.
Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой
разновидности государственного режима Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:
* определяет характер государственной власти - это соотношение
государства и личности;
* антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем
государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой,
идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
* ему свойственно
молодежных, спортивных и др.);
* личность в
субъективных прав, хотя
формально они могут
конституциях;
* реально действует примат государства над правом, что является следствием
произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной
жизни;
* всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
* игнорируют интересы
государственных образований,
меньшинств;
* не учитывает особенностей
религиозных убеждений
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и
при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов
парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой.
Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не
соглашается с буржуазным федерализмом.
Демократический режим
Демократия - это система, создающая политические, экономические и культурные
условия для полного развития индивида
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они
характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают
свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.
Одним из значительных достижений
современных демократических
считается признание и защита ими естественных прав человека, свободы мысли,
слова, вероисповедания, труда, выбора места жительства, а так же ряда других
свобод, принадлежащих человеку от рождения. Принято считать, что
демократический политический режим обеспечивает защиту прав и свобод человека и
гражданина, что при демократическом строе интересы личности выше интересов
государства.
Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
1. режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая
составляет основу материального благополучия общества;
2. реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать
собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных,
научных и других общественных организациях;
3. создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на
характер государственной власти;
4. в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония,
так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
5. власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
6. основным принципом деятельности демократического государства является
плюрализм;
7. государственный режим
базируется на законах,
потребности развития личности и общества.
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее
распространение в настоящее
время получил режим
основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-
демократический режим.
Политические формы
столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем
общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают
исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и
других странах), условия образования государства (федеративная форма
государства США, Швейцария),
равно как и особенности
данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада
колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых
суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих
освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной
зависимости классовой сущности государства и права от экономических
отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе
его развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в представленной работе достигнута поставленная цель и решены
необходимые задачи. Какой же вывод можно сделать из всего материала
изложенного в работе?
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации
государства,
порядок образования и
специфику
их территориальной
другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для
осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное
исследование различных аспектов формы государственности имеет важное
теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в
разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами,
тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими
жертвами. Более полное (конкретное) представление о форме государства дает
анализ 3-х его составляющих - формы правления, государственного устройства,
государственно-правового режима.
Форма правления
характеризует порядок
органов государственной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению,
т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости
от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и
республиканские.
Под формой правления понимается организация верховной и государственной
власти. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной
власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее
как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и
функции главы государства, функции законодательной, исполнительной властей,
он также контролирует правосудие и местное самоуправление.
Республика - форма правления, при которой государственная власть делегируется
коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному
органу, избираемому на определенный срок.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством в целом и его основными
территориальными единицами. По форме устройства все государства
подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и
конфедеративные) Государственно-правовой режим представляет собой систему
средств и способов осуществления государственной власти. В качестве элемента
формы государства выделяется не государственный, а политический режим.
Государство
для осуществления своей
наиболее ограниченным и специфичным набором средств управленческого
воздействия, основным из которых является право.
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного