Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Рассматривать государство можно с разных позиций : философской, исторической, социологической, юридической, географической и др.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА………………………………………………7
1.1 Характеристика теорий происхождения государства………………..7
1.2 Естественно историческая теория происхождения государства……11
1.3 Современное понятие государства………………………………………12
2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ
ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА……….13
3. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….19
4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………………21
4.1 Понятие о типологии государства………………………………………21
4.2. Формационный подход к изучению типологии государств…………….22
4.3. Цивилизационный подход к изучению типологии государств………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..........29
Единство власти оправдывает себя во внутренней суверенности тем, что государство оказывается достаточно независимым от общества для того, чтобы самому определить, что в данной ситуации требует всеобщее благо, что оно способно осуществить свои решения вопреки сопротивлению наиболее сильных общественных групп и обеспечить то, чтобы ни одна из этих групп не превратила его в инструмент для осуществления их частных интересов. Суверенность, таким образом, означает способность ко всеобщему благу.
е) государство является союзом солидарности, члены которого отвечают друг за друга и за целостность. Солидарность относится не только к одновременности, она простирается сквозь времена. Государство - это единство во времени. Оно связывает настоящее поколение, как в хорошем, так и в плохом, с предыдущими поколениями, от которых оно наследует историю и за которых оно отвечает. Настоящая деятельность государства может для будущих поколений создавать либо благоприятные, либо отрицательные последствия. Интерсубъективное и интервременное единство означает не только продолжительное существование прав и обязанностей, но и шанс на обновление духовного и экономического наследия, ответственность за будущее в обращении с ресурсами, материальными, культурными и моральными основами совместной жизни.
Государственная солидарность оформляется правовым образом и организуется как объединение территориальное, тем самым как юридическое лицо, придающее союзу правовую идентичность, независимую от смены отдельных членов и биологических законов человеческой природы. Членство в объединённом государственном союзе, в государственном народе как правовом единстве вытекает из гражданства. Государственная солидарность связывает лиц, принадлежащих к государству, граждан государства в правовом смысле, узами опасности и судьбы с родным государством, с принципиальной неизбежностью, пожизненно, несмотря на права эмиграции. Личностно-правовая связь, продолжающая существовать независимо от данного места пребывания, образует существенную разницу в статусе между гражданином данного государства и иностранцем, который добровольно вступил в подчинение чужой территориальной власти и в любое время может уйти от неё.
Заканчивая рассмотрение вопроса о признаках государства, необходимо хотя бы в самой общей форме остановиться на понятии «казна», тем более, что во всех словарях оно почему-то толкуется как устаревшее. Между тем такое государственное учреждение, как казначейство, действует во многих современных цивилизованных странах.
Проявление
государства как казны в
Одним из основных каналов, по которому финансы и другие средства направляются от государства к населению, является государственный кредит. Государственный кредит, смыкаясь с кредитованием частных корпораций и лиц, позволяет широко реализовать созидательный потенциал различных объединений и лиц и в известной мере способствует утверждению нравственного принципа социального общества - долг платежом красен. А какой толчок он дает развертыванию правового образа жизни, правовому регулированию общественных связей!
О
государственных займах и налогах,
которые составляют основное содержание
понятия «казна», нельзя, таким образом,
сказать, что они только обеспечивают
содержание государственного аппарата.
Их значение выходит за рамки этой далеко
не единственной цели. «В
налогах воплощено экономически
выраженное существование
государства. Чиновники
и попы, солдаты и балетные
танцовщицы, школьные
учителя и полицейские,
греческие музеи и готические
башни, цивильный лист
и табель о рангах, -
все эти сказочные создания
в зародыше покоятся
в одном общем семени -
в налогах». Именно поэтому налоги, займы,
другие аналогичные им категории можно
и следует рассматривать как самостоятельный
признак государства, смыкающийся, но
не совпадающий с остальными его признаками.
В гражданском обществе и правовом государстве
это становится особенно заметным.
3. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Сущность государства заключается в его роли, назначении в том или ином обществе. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, а также с различными его составными частями: социальными группами, классами, кланами и т.д. Установить сущность любого государства - значит определить:
а) служит оно всему обществу или только его части;
б) в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой - интересы и ценности господствующих кругов общества;
в) интересы какой части
Можно утверждать, что в современной науке сложились два основных подхода к определенною сущности государства.
Первый, марксистский подход характерен для ученых бывших социалистических стран. Сущность государства рассматривалась ими однозначно с классовых позиций: государство - орудие неограниченной власти господствующего класса. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств. Действительно, мировая наука и историческая практика доказали связь возникновения государства с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, которая в отличие от первобытного общества служит прежде всего интересам привилегированной части общества. Возникшие государства по своей сущности были в первую очередь политической организацией собственников основных средств производства: рабовладельческое государство политической организацией рабовладельцев, феодальное - феодалов и других богатых сословий. Следовательно, классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. И в этом большая заслуга марксистского этапа в исследовании теоретических вопросов государства.
Однако с дальнейшим осмыслением сути государства (это касается правоведов постсоциалистических государств) стало очевидным, что установление марксисткой наукой классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы ее сущности, а использование только классового подхода весьма ограничивает возможности всестороннего научного познания государства.
Поэтому другой подход заключается в рассмотрении сущности государства, исходя из общечеловеческих, общесоциальных задач. Традиционно он был представлен трудами западных правоведов и политологов. В постсоциалистический период их идеи во многом восприняты и отечественными исследователями. Сама сила общественного развития заставила ученых бывшего социалистического блока пересмотреть свои позиции на сущность государства по ряду объективных причин. Во-первых, стало ясно, что определение «социалистическое государство» как политическая организация собственников основных средств производства не соответствует реальной действительности, поскольку собственником этих средств стал не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат. Как следствие, власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией, государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке. Во-вторых, социалистическое государство превратилось в тоталитарную организацию политической власти, где принуждение являлось основным средством управления обществом.
Таким образом, с возникновением советского государства и ряда однотипных государств были перечеркнуты многие теоретические положения марксистов о неизбежности наступления эры благоденствия для трудящихся.
Наоборот, вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество не только устояло, но и сумело успешно преодолеть кризисные явления, во многом и благодаря использованию опыта социалистических государств. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, подтверждая мысль о том, что оно призвано решать дела в интересах социального прогресса. Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в инструмент достижения общественного согласия и поиска компромиссов. Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство достижения социального благополучия по содержанию и как правовое - по форме.
Следует согласиться со справедливым замечанием правоведа А.В. Малько о том, «что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях». Иными словами, в процессе определения сущности государства нельзя абсолютизировать его классовость и фетишизировать «общечеловечность». Истина, по-видимому, находится в «золотой середине». История и современность не дают примеров существования ни чисто классовой, ни общечеловеческой сущности государства. Реально существуют лишь государства, активно сочетающие интересы господствующих элит (кланов, классов) с интересами других слоев или же всего общества.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.
Марксистская доктрина основное социальное предназначение государства видит в создании такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя, по словам В.И. Ленина, их столкновение.
Таким образом, взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Для полного и объективного познания сущности и социального назначения государства недостаточно только классового подхода, следует использовать положения и других теорий о государстве.
Рассматривая
государство под углом зрения
его сущности и социального назначения
следует иметь в
виду, что оно представляет собой организацию
непосредственного
политического властвования.
Все другие организации, входящие в политическую
систему общества, участвуют в осуществлении
власти опосредовано, через государство,
в той или иной мере и в различных формах
сотрудничая с ним.
4.1
Понятие о типологии
государства
Типология
- это классификация государств и
правовых систем на основе общности их
исторического развития и сходства
основных, существенных признаков. Типология
представляет собой деление государств
и правовых систем по однородным группам
и подгруппам.
Предпосылками
для определения типологии государства
и права является целый ряд факторов.
Человек
как биосоциальное существо возникает
одновременно с обществом и развивается
вместе с ним. Государство возникает
на определенном этапе развития человеческих
сообществ, определяемом совокупностью
объективных факторов экономического,
политического, социального, гуманитарного
характера.
Каждое
государство и его система
права имеют свою историю. Их развитие
представляет собой постоянный, необратимый,
естественно-исторический процесс. В истории
цивилизации существовало, существует
и будет существовать множество различных
государств и правовых систем. Одни из
них исчезали, другие появлялись. Этот
процесс продолжается непрерывно. Каждое
государство непрерывно изменяется, реформируется,
совершенствуется. Данное развитие сопровождается
коренными изменениями социальной природы,
назначения, основных принципов организации
и функционирования государственной власти.
Все государства
обладают собственной спецификой, неповторимыми
особенностями.
Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология