Понятие государства, его сущность и типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Рассматривать государство можно с разных позиций : философской, исторической, социологической, юридической, географической и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………5
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА………………………………………………7
1.1 Характеристика теорий происхождения государства………………..7
1.2 Естественно историческая теория происхождения государства……11
1.3 Современное понятие государства………………………………………12
2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ
ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА……….13
3. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….19
4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА……………………………………………21
4.1 Понятие о типологии государства………………………………………21
4.2. Формационный подход к изучению типологии государств…………….22
4.3. Цивилизационный подход к изучению типологии государств………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..........29

Работа состоит из  1 файл

Понятие государства, его сущность и типология1.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

  4.2. Формационный подход к изучению типологии государств.

      В формационном подходе определение  типа государства означает определение  и конкретизацию его экономической  основы, т. е. основы хозяйства и способа  производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения. Проще говоря нужно дать лишь три характеристики государства:

  1. Какой общественно-экономической формации принадлежит данное государство.
  2. Орудием какого класса оно является.
  3. Какое социальное назначение присуще ему.

      По  этим параметрам выделяется четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. Причем последний тип государства  уже не является государством в общепринятом смысле этого слова. Это конечная стадия развития государства и общества в целом. Когда государство наконец-то становиться действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. Государство не отменяется, оно отмирает. По марксистскому учению упразднение общественных классов в социалистическом государстве делает само государство излишним. Отсутствие классов в обществе предполагает отсутствие государства.

      Вообще  формационный подход выделяет наиболее существенные признаки присущие государствам, принадлежащим к одной общественно-экономической формации. И само понимание истории государства сводиться к определению его экономических формаций и классового состава, которые естественно сменяют друг друга в историческом процессе.   

      РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО 

     Первым  типом государства в теории формационного подхода является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

      В рабовладельческом государстве класс рабов, часто большинство населения, был лишен всяческих, даже общечеловеческих прав и рассматривался как «говорящие орудия труда». Классическим примером такого государства является Древний Рим, где труд рабов составлял всю экономику государства. 

      По  марксистской теории право государства  определяется его социальным предназначением  и классовой сущностью. Логично  сделать вывод, что право рабовладельческого государства защищает интересы исключительно  класса рабовладельцев и их частною  собственность.

      В собственности рабовладельцев находилась земля, орудия труда и сами рабы выступали в роли собственности рабовладельцев, т. е. были лично зависимы от своего хозяина. Они были обязаны работать на земле, не имея при этом даже права на жизнь. Хозяин в любой момент мог убить раба.

      Подобные  отношение в праве и экономике  не давали возможности даже для самого незначительного роста и развития, а поэтому требовали коренного  перелома  и перехода к феодальному  типу государства. 

ФЕОДАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВО

Естественное  историческое развитие и последующая, описанная Марксом смена формы эксплуататорских отношений превращало рабовладельческое государство в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство - это вторая ступень развития общества. В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку а не как к говорящему орудию труда. Крепостные крестьяне если и независимы лично, то полностью привязаны к земле, которая принадлежит феодалам. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство (а тогда крестьянство представляло большинство, городское население было крайне слабо развито) считалось прикрепленным к земле, - отсюда произошло понятие крепостного права. Это определяет экономический и социальный базис данного государства: личная независимость крестьян, но полная принадлежность земли феодалам. Зависимость крестьян принимала формы не только в принадлежности их к земле, но крестьяне так же должны были определенное количество дней  лично работать на своего господина (это называлось отработкой барщины).

      В таком обществе полноправным классом  могли быть только люди владевшие  землей – помещики, феодалы, различные  мелкие дворяне. Причем объем их прав на ранних стадиях развития феодальных государств определялся количеством земли. А положение крестьян в реальности мало отличалось от рабского, хотя  конечно, принимало другие уже более человечные формы.

      В отличие от рабовладельческого, феодальное государство могло развиваться  более быстрыми темпами и более плавно. Определенный вес здесь приобретают, конечно не сразу, наука, торговля, развитие техники. Это очень важно поскольку именно развитие торговли и техники определяет во многом процесс перехода к следующему типу государства.

      В феодальном государстве сущность классового общества оставалась: общество держалось на классовой эксплуатации. Крепостное общество всегда было более сложным чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело еще  в то время капитализму.

      В правовом отношение феодальные государства  еще не могли иметь хорошей  основы для развития. Дальше признания  естественных прав дело не пошло. Между  рабовладельческим обществом и  феодальным можно провести параллель  в том, что большая часть населения страны имела ограниченные права. И при рабстве и при крепостном праве господство небольшого меньшинства над громадным большинством их не может обходиться без принуждения.

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

  Развитие  торговли позволило за достаточно короткий период выделится новому классу населения – капиталистам. Наиболее активный рост капитала имел место  в Европе после открытия Америки (1492 г.). Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средств в руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали  зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.

      Падали  экономические показатели помещичьего  класса, и развивалась сила нового класса – представителей  капитала. Теперь в основном экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных. Перестройка общества происходила таким образом, чтобы все граждане стали как бы равными, что отпало прежнее деление на рабовладельцев и рабов, чтобы все считались равными перед законом, не зависимо от того, кто каким капиталом владеет. Закон одинаково охраняет всех, охраняет собственность, у кого она есть, от покушений со стороны той массы, которая, не имея собственности, не имея ничего, кроме своих рук, постепенно нищает, разоряется и превращается в пролетариев. Таково капиталистическое общество.

      Провозглашенная свобода капиталистического общества это свобода не для всех, а для  тех, кто имеет собственность, которую необходимо охранять. Свобода капиталистического общества не полноценна. Общества, которое выступило против крепостничества, против самого крепостного права с лозунгом свободы, которое объявляет своим лозунгом свободу всенародную, говорит, что оно выражает волю всего народа, отрицает, что оно классовое государство.

      Суть  общества здесь на меняется, ведь  собственность буржуазии мало чем  отличается от собственности феодалов. Как писали классики марксизма, любая  собственность делает какой   либо класс людей зависимы от другого класса. Капиталистическое   общество не исключение из этого правила. Борясь против крепостного права, оно объявило собственность свободной и особенно гордилось тем, что будто государство перестало быть классовым.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ  ГОСУДАРСТВО

Социалистическое  государство – это последняя  стадия развития общества по классификации  принятой в формационном подходе. Оно  противопоставляется трем другим типам  государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова. Социалистическое государство – уже не является, в отличие от трех предыдущих, типом эксплуататорского государства. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое двигается в классовых противоположностях, было необходимо государство, т.е. организация эксплуататорского класса для поддержания внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определяемых данным способ производства условиях подавления (рабство крепостничество наемный труд).

      Существенное  отличие социалистического государство  от всех остальных типов государств и состоит в отсутствии этих условий  подавления. Здесь отсутствуют классы, а следовательно, нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. В социалистическом государстве нет того аппарата насилия, который присущ государству, можно сказать, что государство как таковое отсутствует, нет тех факторов, которые поддерживали государство будь оно рабовладельческим, феодальным или капиталистическим. Больше нет классов и установленного аппарата подчинения. Когда государство становится действительно представителем всего общества оно само себя делает излишним. Когда нет классов, нет государства, нет ни какого аппарата насилия, некого подавлять государство постепенно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство» как научно  несостоятельную.    

      Государство, которое потеряло некоторые из свои свойств не может иметь те же функции, что и раньше. Формы собственности  становятся иными. Люди уже не относятся к вещам как к своим или чужим, теперь все общее. В защите и преумножении общей  социалистической собственности и состоит функция такого государства. Именно общественная собственность и является экономическим базисом  государства.  
 

4.3. Цивилизационный подход к изучению типологии государств

В  отличие  от формационного подхода, цивилизационный  подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова,  теории сближения капиталистических и социалистических систем.

      Теории  экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают  государство не просто как экономическую  формацию, а как сложную развивающуюся  систему включающую в себя много  различных факторов в той или иной мере действующих на нее.               ( Религия, уровень техники, науки, и т.д.) Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них. Первой ступенью развития является традиционное – первобытное общество, за тем следует переходное общество, далее общество находящееся в процессе сдвига, созревающее общество и общество достигшее высокого уровня потребления. Каждое из этих обществ имеет свои свойства и характеристики, отличающиеся друг от друга.

        К теориям экономического роста  тесно примыкают теории менеджеризма  и теории единого индустриального   общества. Согласно им научная  революция несет все необходимые  социальные преобразования, не затрагивая при этом основы государственного строя. (Это противопоставление марксистскому учению.) Вообще многие теории цивилизационного подхода призваны бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории.

      Другой  подход в рамках цивилизационного  заключается в том, что каждое общество представляет собой замкнутое образование со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии и т.д.  Эти теории разрабатывали А. Тойнби, Л. Н. Гумилев.

      Существует  так же теория сближения социалистической и капиталистической систем. Так А. Д. Сахаров считал, что эти две системы должны слиться во едино, перенимая друг у друга все лучшее и отбрасывая недостатки.

      В цивилизационном подходе существуют и иные теории, отличающиеся дуг  от друга методами и критериями изучения, но все они в определенной степени примыкают к теориям вышеперечисленным.         
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Государство возникает из предгосударственных  форм власти вождя племени или  союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т. е. упорядоченной совокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе  с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы — власти с органами управления и контроля. Таким образом, государство — результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология