Понятие и организация деятельности Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Целью своей работы я ставлю рассмотреть организацию, структуру, и полномочия Правительства РФ, правовое регулирование его деятельности и порядок прекращения полномочий. Чтобы достигнуть цели на рассмотрение считаю целесообразным вынести следующие задачи:
* Дать понятие Правительства РФ и раскрыть основные принципы его работы.
* Кратко рассмотреть основную нормативно-правовую базу организации деятельности Правительства РФ
* Охарактеризовать место Правительства РФ в системе государственной власти страны, раскрыв его основные признаки, а также кратко рассмотреть состав Правительства и структуру исполнительной власти согласно Указу Президента от 12 мая 2008г № 724.
* Раскрыть основные полномочия Правительства РФ, так как через них реализуется роль Правительства РФ в обществе и место в системе государственной власти.
* Рассмотреть порядок прекращения Правительством РФ полномочий и случаи отрешения его от должности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Конституционные основы деятельности Правительства РФ…………..5
1.1 Понятие и основные принципы работы Правительства РФ………………5
1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства РФ………………8
1.3Структура Правительства РФ и место в системе государственной власти…………………………………………………………………………….12
2. Порядок сложения полномочий Правительства РФ…………………..17
2.1 Полномочия Правительства РФ……………………………………………17
2.2Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ……………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по КП Основа.docx

— 54.66 Кб (Скачать документ)

4.Указ  Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти». В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" законодатель постановляет:

 а)  в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства6;

б) функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - постановлением Правительства РФ.

5.Указ  Президента от 12 мая 2008г. №  724 « Вопросы системы и структуры  федеральных органов исполнительной  власти». Данным указом определяется  конкретно структура всей системы  исполнительной власти страны, причем  определяется она вновь с вступлением  в должность нового Президента, соответствующим указом. Президент  определяет, какие структуры образовать, а какие упразднить, определяет  иерархическое отношение конкретных  органов между собой, в целях  совершенствования эффективности  всей системы. Под структурой  понимается министерство, служба, агентство,  комитет либо иной орган исполнительной  власти.

6. Указ  Президента от 10.06.1995 № 1185 « Об  обеспечении взаимодействия Президента  Российской Федерации и Правительства  РФ7». Данный нормативно-правовой акт был принят в целях, обеспечения реализации конституционных полномочий Президента РФ и Правительства РФ до принятия законов о Правительстве РФ и о федеральных органах исполнительной власти, а также согласованной деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

    Итак, выше перечисленная  нормативно-правовая база организации Правительства РФ, конечно, она не ограничивается только данными актами, существуют многие другие, но, все, же основными являются вышеуказанные.

    1.3 Структура Правительства  РФ и место в  системе государственной  власти

    В связи с тем, что вместо термина  «государственного управления»  стал употребляться термин «исполнительная  власть», в механизме государственной  власти был осуществлен переход  от «разделения труда» к «разделению  властей». Чтобы показать место Правительства  РФ в системе государственной власти выделим следующие его основные признаки8:

Исполнительная  власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной  власти РФ, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это, например, было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот;

Исполнительная  власть самостоятельна только в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном  масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в  качестве подсистемы в рамках системы  единой государственной власти или  же ее механизма. Действующим законодательством  фиксируются функции и компетенция  не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том, или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти);

Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера;

Исполнительная  власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ;

Исполнительная  власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации;

Исполнительная  власть не может отождествляться  с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как  административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного  принуждения9. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью;

Исполнительная  власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся  все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие  средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и  т.п.

Отнесение органов исполнительной власти к  числу органов государственной  власти обуславливает еще один вывод: органы исполнительной власти как разновидность  органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России. По сравнению с Конституцией 1978г., многое уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по Конституции 1993г.

    Состав  Правительства (структура) определен  в статье 110 Конституции Российской Федерации и статье 6 ФКЗ «О Правительстве РФ»: «Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».

    Подробнее система федеральных органов  исполнительной власти определяется Указом Президента от 12 мая 2008г. № 724 « Вопросы  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти»  и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, федеральных  служб России, российских агентств. Структура Правительства строится следующим образом:

1. Председатель  Правительства Российской Федерации.

2. 7 Заместителей  Председателя Правительства РФ (двух первых заместителей Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ.)

3. Федеральные  министерства, федеральные службы  и федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

4. Федеральные  министерства, руководство деятельностью  которых осуществляет Правительство  РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

5. Федеральные  службы и федеральные агентства,  руководство деятельностью которых  осуществляет Правительство РФ10.

    В сравнении с Указом Президента от 20.05.2004. № 649 « Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной власти» произошли существенные изменения.

Образованы:

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств.

Преобразованы:

Министерство  информационных технологий и связи  РФ в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ в Министерство культуры РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству в Федеральное агентство по рыболовству, Министерство экономического развития и торговли РФ в Министерство экономического развития РФ, Преобразовать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Упразднены:

Федеральное агентство по высокотехнологичной  медицинской помощи; Федеральное  агентство по здравоохранению и  социальному развитию; Федеральное  агентство по культуре и кинематографии, передав его функции Министерству культуры РФ; Федеральное агентство по промышленности, передав его функции Министерству промышленности и торговли РФ; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав его функции Министерству регионального развития РФ; Федеральное агентство по энергетике, передав его функции Министерству энергетики РФ.

    Итак, исходя из данного параграфа, следует сделать вывод, что Правительство РФ самостоятельно осуществляет исполнительную власть в РФ, наряду с законодательной и исполнительной властями, согласно теории разделения властей и Конституции РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в указанных законодательных и нормативных актах. Исходя из этого, считаю целесообразным прейти к рассмотрению следующих составных частей, данной курсовой работы, т.е. полномочия Правительства РФ.  
 
 

    2. Порядок сложения  полномочий  Правительства  РФ

    2.1 Полномочия Правительства  РФ

    Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией РФ и федеральными законами. В определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между РФ (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов. Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ. Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.

    Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 114).

      В рамках общих полномочий  Правительство РФ в установленных пределах:

1. организует  реорганизацию внутренней и внешней  политики РФ;

2. осуществляет  регулирование в социально-экономической  сфере;

3. обеспечивает  единство системы исполнительной  власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4. формирует  федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию;

Информация о работе Понятие и организация деятельности Правительства Российской Федерации