Понятие и организация деятельности Правительства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Целью своей работы я ставлю рассмотреть организацию, структуру, и полномочия Правительства РФ, правовое регулирование его деятельности и порядок прекращения полномочий. Чтобы достигнуть цели на рассмотрение считаю целесообразным вынести следующие задачи:
* Дать понятие Правительства РФ и раскрыть основные принципы его работы.
* Кратко рассмотреть основную нормативно-правовую базу организации деятельности Правительства РФ
* Охарактеризовать место Правительства РФ в системе государственной власти страны, раскрыв его основные признаки, а также кратко рассмотреть состав Правительства и структуру исполнительной власти согласно Указу Президента от 12 мая 2008г № 724.
* Раскрыть основные полномочия Правительства РФ, так как через них реализуется роль Правительства РФ в обществе и место в системе государственной власти.
* Рассмотреть порядок прекращения Правительством РФ полномочий и случаи отрешения его от должности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Конституционные основы деятельности Правительства РФ…………..5
1.1 Понятие и основные принципы работы Правительства РФ………………5
1.2 Правовое регулирование деятельности Правительства РФ………………8
1.3Структура Правительства РФ и место в системе государственной власти…………………………………………………………………………….12
2. Порядок сложения полномочий Правительства РФ…………………..17
2.1 Полномочия Правительства РФ……………………………………………17
2.2Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ……………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по КП Основа.docx

— 54.66 Кб (Скачать документ)

5. реализует  предоставленное ему право законодательной инициативы;

6. Правительство  РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ;

7. Федерации  может передавать им осуществление  части своих полномочий, если  это не противоречит Конституции  РФ, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

    Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений, в соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» (Гл. 3 ст.13).

    Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий, осуществляет свою деятельность в следующих сферах: ( Гл. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ»)

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • полномочия в сфере экономики РФ; (Ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  • полномочия  в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; (Ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  • полномочия в социальной сфере; (Ст. 16 ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  • полномочия в сфере науки, культуры, образования; (Ст. 17 ФКЗ « О Правительстве РФ»)
  • полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды; (Ст. 18 ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  • полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью ; (Ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  • полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; (Ст. 20 ФКЗ «О Правительстве РФ») 
    полномочия в сфере внешней политики и международных отношений; (Ст. 21 ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  • и иные полномочия.

    К числу полномочий Правительства  РФ отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. ( п. «д» ст.71 Конституции РФ). К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия.

    Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной  безопасности11. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы12.

    Согласно  Конституции, Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомственно Министерство иностранных дел РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство Российской Федерации:

осуществляет  руководство в сфере обеспечения  отношений Российской Федерации  с иностранными государствами, международными организациями;

обеспечивает  представительство Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные  договоры РФ;

Обеспечивает  выполнение обязательств РФ по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает  геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

осуществляет  регулирование и государственный  контроль в сфере внешнеэкономической  деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. (ст.21 гл.3 ФКЗ « О Правительстве РФ»).

    Необходимо  выделить также компетенцию правительства  в области внешнеэкономической  деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции  Правительство регулирует осуществление  экспорта и импорта. Выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов. Устанавливает  ставки таможенных пошлин. В ведении  Правительства находятся Министерство внешних экономических связей и  Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному  и экспертному контролю - федеральные  органы исполнительной власти. Через  которые Правительство реализует  свои функции в сфере внешнеэкономической  деятельности.

    Подводя выводы из выше сказанного, полномочия Правительства РФ достаточно широки и значительны, что еще раз подчеркивает его исключительную роль в системе государственной власти. Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.

          Следует отметить, что Конституция не устанавливает (и не должна устанавливать) полный перечень полномочий Правительства. Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

    2.2Порядок  прекращения полномочий  и отрешения от  должности Правительства  РФ

    Весьма  существенными элементами конституционно-правового  статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной  Думой недоверия Правительству.

    Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ ( ст.116 Конституции РФ). В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства (ч.5 ст. 117 Конституции РФ). Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ (ст.35 гл.3 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

    Отставка  Правительства возможна в двух случаях  ( ч.1 и 2 ст. 117 Конституции РФ):

Правительство по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается  или отклоняется Президентом;

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства. В том числе и  в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству РФ. ( ст.36 гл.3 ФКЗ «О Правительстве РФ);

Процедура принятия решения о выражении  недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление о  недоверии Правительству принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству  Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться  с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную  Думу13.

    Отставка  Правительства может последовать  и в случае, если Председатель Правительства  поставит вопрос перед Государственной  Думой о доверии Правительству  РФ. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

    Так же считаю необходимым отметить, что  в случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Смысл данного положения вполне понятен, ведь не может же функционировать вся система при отсутствии одного из её элементов, коим в нашем государстве является Правительство РФ в системе государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Изложенные  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в  заключении сказать о том, что  цель работы достигнута в полном объеме.

    В литературе справедливо отмечается, что в подавляющем большинстве  зарубежных стран отсутствует  жестокая законодательная фиксация структуры и численности Правительства. Облик  Правительства модифицируется каждый раз при создании нового Правительства и его реорганизации.

    Сказанное в полной мере присуще   и России, где Правительство никогда не имело фиксированного численного состава, который значительно колебался от одной правительственной легислатуре к другой.

    Состав  Правительства РФ определяется, прежде всего, Конституцией РФ (ч.2 ст. 110). Но, ни Конституция РФ, ни ФКЗ «О Правительстве РФ», не выделяет категории первых заместителей Председателя Правительства, существующей в практике  правительственной деятельности.  И учитывая сложившуюся практику и в интересах четкого определения структуры и состава Правительства России, в ФКЗ «О Правительстве РФ» следовало бы выделить категорию первых заместителей Председателя Правительства РФ, изложив ст. 6 Закона в следующей редакции: «Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, первых заместителей, заместителей Правительства РФ и федеральных министров».

    Представляется, что состав Правительства РФ не должен быть жестоко связан видом исполнительных органов, руководители которых являются членами  Правительства. Конституционную  форму о том, что Правительство  РФ состоит из Председателя Правительства  РФ, заместителей  Председателя Правительства  РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 110) следует дополнить предложением  следующего содержания: «по предложению  Председателя Правительства РФ в  состав правительства РФ могут быть включены руководители иных органов исполнительной власти с присвоением им ранга министра».

    Это позволит более рационально формировать  состав федерального Правительства, придавая ему необходимую мобильность  с учетом потребностей управленческой деятельности, не вступая в формальное противоречие с  Конституцией РФ.

    В практике  правительственной деятельности существует институт «министров без портфеля». Так называемый министр без портфеля  не является руководителем определенного органа исполнительной власти, но входит в состав Правительства и пользуется равным голосом с другими его членами. И, следовательно, на мой взгляд, на законодательном уровне в ст. 26 ФКЗ «О Правительстве РФ», следует включить абзац следующего содержания: «В состав Правительства РФ могут назначаться министры, не обладающие полномочиями руководителей федеральных органов исполнительной власти (министры без портфеля).

    На  мой взгляд, я детально исследовала  круг вопросов поставленные в данной курсовой работе. Предложила свои пути преодоления пробелов в данной области. Так же следует отметить, что в настоящее время с 8 мая 2008 года Председателем Правительства РФ является В.В. Путин. В целом деятельность Правительства под руководством В.В. Путина, на мой взгляд, является достаточно благоприятной. Председатель Правительства РФ ежегодно выступает с отчетом перед депутатами  Государственной Думой. Это новый шаг в развитии политической системы России. И Россия в последнее время в своем развитии, как экономическом, так и политическом, выходит на новый международный уровень развития. 

Информация о работе Понятие и организация деятельности Правительства Российской Федерации