I Понятие
и основные признаки государства.
Государство — форма организации жизни
общества, отличительно чертой которой
является наличие выделенной из обшества,
всеми признаваемой или утвержденной
верховной власти, чьи распоряжения обязательны
для всех лиц, находящихся в пределах определенной
территории.
В узком смысле государство обозначает
только аппарат принуждения, в широком
— не только властный орган, но и все общество,
в котором есть единая властная организация.
Признаки
государства:
1) наличие публичной власти, выделенной
из общества и не совпадающей с населением
страны (государство обязательно обладает
аппаратом управления, принуждения, правосудия,
ибо публичная власть - это чиновники,
армия, полиция, суды, а также тюрьмы и
другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая
основной доходной частью бюджета любого
государства, они необходимы для проведения
определенной политики и содержания государственного
аппарата, людей, не производящих материальных
ценностей и занятых только управленческой
деятельностью);
3) территориальное деление населения
(государство объединяет своей властью
и защитой всех людей, населяющих его территорию,
независимо от принадлежности к какому-либо
роду, племени, учреждению; в процессе
становления первых государств территориальное
деление населения, начавшееся в процессе
общественного разделения труда, превращается
в административно-территориальное; на
этом фоне возникает новый общественный
институт - подданство или гражданство);
4) право (государство не может существовать
без права, так как последнее юридически
оформляет государственную власть и тем
самым делает ее легитимной, определяет
юридические рамки и формы осуществления
функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает
законы, подзаконные акты, создает юридические
прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя
их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы,
физического принуждения (возможность
лишить граждан высших ценностей, каковыми
являются жизнь и свобода, определяет
особую действенность государственной
власти);
7) устойчивые правовые связи с населением,
проживающим на его территории (гражданство,
подданство);
8) обладание определенными материальными
средствами для проведения своей политики
(государственная собственность, бюджет,
валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство
всего общества (никакая иная структура
не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству
верховенство на своей территории и независимость
в международных отношениях).
II Сущностная
характеристика государства. Различные
подходы к пониманию сущности и социального
назначения государства.
«Политическая власть в собственном смысле
слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, –
это организованное насилие одного класса
для подавления другого». «Государство,
– утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное,
как машина для подавления одного класса
другим».
Любое государство, наряду с решением
сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую
миссию, без которой не может существовать
ни одно общество.
Общечеловеческое предназначение государства
в более широком смысле состоит в том,
чтобы быть инструментом социального
компромисса, смягчения и преодоления
противоречий, поиска согласия и сотрудничества
различных слоев населения и общественных
сил; обеспечения общесоциальной направленности
в содержании всех осуществляемых им функций.
III Государственная
власть: понятие, структура, формы осуществления.
Государственная,
власть – это такая разновидность
общественной власти, которая или осуществляется
непосредственно самим государством,
или делегирована или санкционирована
им, т.е. проводится от его имени, по его
уполномочию и при его поддержке.
Государственная
власть:
1) распространяется на все общество (это
единственная власть, которая имеет отношение
ко всем лицам, проживающим в данной стране,
является общеобязательной);
2) носит публично-политический характер
(призвана выполнять общественные функции,
решать общие дела, упорядочивать процесс
удовлетворения различного рода интересов);
3) опирается на государственное принуждение
(имеет право применять силу, когда это
необходимо для достижения законных и
справедливых целей);
4) осуществляется специальными лицами
(чиновниками, политиками и т.п.);
5) устанавливает систему налогов;
6) организует население по территориальному
признаку;
7) характеризуется легитимностью и легальностью.
Структура:
Субьект, объект, содержание, приемы и
способы, ресурсы.
Методы:
Принуждение и убеждение.
IV Типология
государств. Цивилизационный и формационный
подходы. Переходный тип государства.
Типология государства — это его классификация,
предназначенная для разделения всех
прошлых и настоящих государств на такие
группы, которые дали бы возможность раскрыть
их социальную сущность.
Типология государства проводится в основном
с позиции двух подходов: формационном
и цивилизационном.
Главным критерием первого подхода выступают
социально-экономические признаки (общественно-экономическая
формация). В его основе лежит учение об
общественно-экономической формации,
которая включает в себя тип производственных
отношений (базис) и соответствующий ему
тип надстройки (государство, право и т.п.).
Именно базис (тип производственных отношений)
является, по мнению представителей формационного
подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина
и других), решающим фактором общественного
развития, который детерминирует и соответствующий
тип надстроечных элементов: государство
и право. В зависимости от типов экономического
базиса выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический.
Рабовладельческое государство есть орудие
поддержания власти рабовладельцев над
рабами, которые были собственностью свободных
граждан. Раб не имел никаких прав и фактически
представлял собой говорящее орудие труда.
Феодальное государство - это диктатура
класса феодалов, земельных собственников,
присваивающих безвозмездный труд крестьян.
Крестьяне находились в полурабской зависимости
от помещиков.
Буржуазное государство представляет
собой диктатуру буржуазии, в котором
сословное неравенство заменяется социальным.
Рабочий юридически свободен, но, лишенный
средств производства, он вынужден продавать
свою рабочую силу капиталисту. Данное
государство проходит различные стадии
развития: капиталистическое, монополистическое,
индустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государство, по мнению
представителей формационного подхода,
как государство высшего типа есть отмирающее
государство, базирующееся на общественной
собственности на средства производства
и имеющее широкую социальную базу.
Первые три типа охватываются родовым
понятием "эксплуататорское государство".
Сущность данного государства состоит
в господстве, подавлении и эксплуатации
одного класса другим.
Социалистическое же государство - антиэксплуататорское
по своей природе - считается "полугосударством"
или "государством не в собственном
смысле слова". Это исторически последний
тип государства, который, по мнению К.
Маркса, постепенно "засыпает" и в
конечном итоге "отомрет", выполнив
свою задачу построения бесклассового
коммунистического общества.
Достоинства
формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства
на основе социально-экономических факторов,
которые действительно весьма существенно
влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический
характер развития государства. Источник
развития государства заключен, по мнению
представителей данной теории, в самом
обществе, а не вне его. Смена одного типа
другим - процесс объективный, естественноисторический,
реализующийся в результате революций.
В этом процессе каждый последующий тип
государства должен быть исторически
более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она во многом однолинейна, характеризуется
излишней запрограммированностью, в то
время как история многовариантна и далеко
не всегда вписывается в начерченные для
нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные,
национальные, культурные и т.п.), которые
подчас могут весьма существенно влиять
на природу того или иного государства.
Представителем другого направления цивилизационного
подхода к вопросу о типах госу-дарства
является английский историк А. Тойнби.
Он сформулировал концепцию цивилизации,
под которой понимает замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью
религи-озных, психологических, культурных,
географических и других признаков. В
соответствии с ним он выделяет в мировой
истории более 20 цивилизаций, не связанных
между собой какими-либо общими закономерностями
развития, а существующих, подобно ветвям
дерева, рядом друг с другом.
Достоинства
цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные
в тех или иных конкретно-исторических
условиях (ведь не случайно выделяют религиозный
и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных
критериев, которые характеризуют именно
особенности тех или иных цивилизаций,
получается более заземленная (географически
адресная) типология государств.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические
факторы, которые зачастую определяют
политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных
факторов в качестве признаков цивилизаций,
авторы, по сути дела (вольно или невольно),
дали типологию не столько государства,
сколько общества. Государство - только
политическая часть общества, которая
имеет свою природу и характеризуется
собственными параметрами, не совпадающими
с критериями общества как более широкого
и объемного понятия
Глава 4 Понятие, сущность
и типология государства
1. Понятие государства.
2. Признаки государства.
3. Сущность государства.
Понятие государства
Гуманитарными науками выработано
множество определений государства.
Приведем некоторые из них:
«Организация совместной
народной жизни на определенной территории
и под одной высшей властью» (Р.
Союз людей, властвующих самостоятельно
и исключительно в пределах определенной
территории» (Е. Трубецкой).
«Оседлая и организованная
масса лиц и общественных союзов,
живущих на определенной территории
и подчиненных одной верховной
власти, облеченной правами законодательства,
суда и управления для обеспечения
юридического порядка и общих
условий благосостояния» (А. Градовский).
«Политическая организация
общества, обеспечивающая его единство
и целостность, осуществляющая посредством
государственного механизма управление
делами общества, суверенную публичную
власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность и правопорядок»
(С.С. Алексеев).
«Универсальная политическая
организация, обладающая особой публичной
властью и специализированным аппаратом
регулятивного воздействия, выражающая
прежде всего интересы доминирующего
социального слоя и выполняющая
общие для общества задачи» (В. Чиркин).
«Множество людей (субъектов
государственного общения, граждан
или подданных), объединенных на определенной
территории публичной политической
властью правового типа» (В. А. Четвернин).
Несмотря на некоторые
различия, все определения содержат
сходные признаки.
Признаки государства
Моль).
«Союз свободных людей, живущих
на определенной территории и подчиняющихся
принудительной
. 1. Территория - пространство,
в рамках которого действует суверенная
государственная власть. Территория государства
ограничивается государственной границей
- плоскостью, определяющей пределы действия
государственной власти как суверенной.
Таким образом, государственная территория
является не географической, а политико-правовой
категорией. Для первобытного общества
территориальные границы среды обитания
вследствие кочевого образа жизни были
весьма условны. Государство же характеризует
четкое закрепление как «внешних» границ,
так и внутреннего деления территории
на отдельные управляемые единицы.
С момента возникновения
государства защита государственных
границ и территориальной целостности
является его важнейшей функцией.
Принцип территориальной целостности
(неприкосновенности границ) государства
- один из устоев современного международного
права.
Структура территории складывается
из следующих элементов:
1) сухопутная часть, включающая
материковую поверхность, острова
и анклавы (части территории, окруженные
со всех сторон территорией
других государств и не имеющие
выхода к морю);
2) водная часть, включающая
воды рек, озер, искусственных
водохранилищ, расположенных в пределах
сухопутной части государства,
а также морские воды, омывающие
его побережье;
3) подземная территория,
а именно недра, расположенные
под сухопутной и водной территорией
государства;
4) воздушная территория -
атмосфера над сухопутной и
водной территорией государства;
2. Население. Представляет
собой совокупность индивидов,
объединенных не по кровнородственному
или национальному признаку, а
территориально и гражданством (подданством).
В первобытном обществе людей
связывают кровное родство, общий
предок - тотем, клановая организация
повседневной жизни. Охота и
собирательство ввиду постепенного
истощения пищевых ресурсов исключают
круглогодичное сосредоточение
племени на одном месте, обусловливают
кочевой образ жизни. Переход от родовой
к соседской общине, породивший тесные
связи между людьми по месту общего проживания,
- важнейший фактор возникновения и становления
государства.
Но проживания на определенной
территории еще недостаточно, чтобы
включить индивида в состав населения
государства. Требуется особое, устойчивое
правоотношение между человеком
и государством, включающее взаимные
права, обязанности и ответственность.
Такое правоотношение называется гражданством.
Гражданином государства становятся
по различным основаниям: по рождению,
если оба или один из родителей
являются гражданами государства; по ходатайству
на имя высшего должностного лица
государства, как правило, президента;
в результате территориальных изменений
между государствами и т. д. Государство
обязано оказывать своим гражданам
поддержку и покровительство, в
том числе за рубежом. Только граждане
вправе участвовать в государственном
управлении. Последнее касается избирательного
процесса, государственной службы,
участия в референдумах, местном
самоуправлении.
Гражданство и общую территорию
проживания можно назвать формально-юридическими
факторами, объединяющими индивидов
в население. Кроме этого, людей
в государстве связывает общность
языка, религии, традиций, исторического
развития, духовно-культурные и этнические
факторы, элементы материальной культуры
и масса других аспектов. В совокупности
все эти факторы и обусловливают
принадлежность индивида к населению
определенного государства.
3. Государственный аппарат.
Государство характеризует специальный
аппарат управления и принуждения,
распространяющий свое властное
воздействие на все население
и на всю территорию государства.
Государство есть политически
организованное общество.
Власть - способность и
возможность управлять поведенпервобытном
обществе власть носит характер общественного
самоуправления, выражает интересы всех
членов рода как одной большой
семьи, в управлении жизнью которой
принимают участие все соплеменники.
В свою очередь, государство не совпадает
с обществом, это особая политическая
организация внутри него, осуществляющая
«внешнее» управление общественными
делами. Такую власть называют публичной.
Реализует публичную власть
государственный аппарат как
особая система органов и организаций,
в которых работают служащие-профессионалы
- чиновники. Последние не участвуют
в материальном производстве и производстве
нематериальных благ. Их функция - управление
определенной сферой общественной жизни.
Для этого чиновники наделены
государственно-властными полномочиями.
В условиях первобытной борьбы за
существование все индивиды должны
были заниматься производительным трудом.
Здесь не было возможности освободить
кого-либо от добывания материальных
благ, поэтому не существовало людей,
занимавшихся исключительно управлением.
Производительный труд совмещался с
периодически осуществляемой управленческой,
военной, ритуальной, судебно-правоохранительной
деятельностью. В государстве управленческий
труд отделяется от производства. Чиновник
занимается только управлением, реализуя
властные функции государства. Таким
образом, государственная власть осуществляется
уполномоченной группой лиц - правящей
элитой, реализующей в управлении
как общесоциальные функции, так
и собственные, групповые интересы.
В структуре государственного
аппарата особое место занимает аппарат
государственного принуждения, прежде
всего правоохранительная система.
Государство - единственная организация
в обществе, располагающая военизированными
формированиями (армия, тюрьмы, полиция).
Государству принадлежит монополия
на принуждение, на применение вооруженной
силы, на легализованное насилие, включая
смертную казнь индивида. Разумеется,
такое насилие должно носить правовой
характер, то есть осуществляться исключительно
в рамках закона.
4. Суверенитет. Включает
два аспекта - внутренний и
внешний. К первому относится
верховенство государственной власти
внутри страны, ко второму - независимость
государства в международных
отношениях. Суверенитет - главное
юридико-политическое свойство, отличающее
государство от всех иных организаций.
Слово «суверенитет» происходит
от французского «sovreins», означающего
«неограниченный», «самодержавный», «абсолютный».
В любом обществе существует
множество систем «власти-подчинения».
При этом государственная власть
обладает верховенством по отношению
ко всем остальным властным источникам.
То есть при всем многообразии источников
власти государственная власть обладает
безусловным приоритетом. Нет власти
выше государственной. Последняя носит
универсальный характер, распространяя
свое властное действие на все население,
на всю территорию страны. Веления
государства являются всеобщими, имеют
безусловный приоритет перед
велениями любых других коллективов
и организаций.
Государство как суверен
вправе свободно и независимо от других
государств проводить свою внутреннюю
и внешнюю политику. Однако свобода
государственного усмотрения не должна
подменяться произволом. В настоящее
время интеграция мирового сообщества
достигла такой степени, что политические
решения государств регулируются и
реально ограничиваются нормами
международного права, прежде всего, в
области прав человека. Государство,
которое, ссылаясь на свой суверенитет,
грубо нарушает общечеловеческие ценности,
общепризнанные принципы международного
права, права и свободы граждан,
рискует оказаться в положении
изгоя на международной арене. Таким
образом, суверенитет государства
не носит абсолютного, неограниченного
характера.
5. Денежная система. Включает
в себя различные элементы
финансовой системы, а именно
национальную валюту, государственные
банки, таможенную систему, порядок
эмиссии (выпуск новых денег
в обращение) и денежного обращения.
|
Доход
за 30 дней 3250 евро, хотите такой?
Заработайте
на золоте из Дубая, мы подскажем как!
|
|
|
Такого
на Форекс еще не было!
ММCIS
раздает клиентам по 20$! |
|
|
Такого
на рынке Форекс еще не было!
Акция
"Живые деньги"! ММCIS раздает клиентам
по 20$! |
|
6. Налоги. Государство путем
налогообложения формирует бюджет
и внебюджетные фонды (пенсионный
и др.) - централизованные денежные
фонды, расходуемые на публичные
цели, то есть в интересах всего
общества. Бюджет есть своеобразный
«общий котел», создаваемый всеми
членами общества - налогоплательщиками.
Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы,
участвовать по мере возможности
в формировании государственных
доходов. Государство обладает
исключительной монополией принудительно
и без судебного решения изымать
у собственников часть имущества
в централизованные денежные
фонды. Во всех иных случаях
изъятие собственности без согласия
собственника допускается только
по решению суда.