Понятие и основные признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:22, курс лекций

Описание

Государство — форма организации жизни общества, отличительно чертой которой является наличие выделенной из обшества, всеми признаваемой или утвержденной верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории.
В узком смысле государство обозначает только аппарат принуждения, в широком — не только властный орган, но и все общество, в котором есть единая властная организация.

Работа состоит из  1 файл

I Понятие и основные признаки государства.docx

— 178.67 Кб (Скачать документ)

О налогах не договариваются. Налог - это обязательный взнос в  бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и  обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов  финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных  задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального  производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

7. Национальное законодательство. Представляет собой систему установленных  или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных  правил поведения общего характера  (нормы), соблюдение которых обеспечивается  и гарантируется государством. Посредством  указанных норм государство регулирует  общественные отношения, осуществляет  управление. Именно государство  устанавливает единый правопорядок  для всех членов общества.

8. Государственная символика.  Включает официальное наименование  государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы  и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные  признаки характеризуют исключительно  государственную власть и не  могут принадлежать каким-либо  иным субъектам, то символика  не является монопольным атрибутом  государства. Поэтому данный признак  государства носит факультативный  характер.

Сформулируем понятие  государства, интегрирующее указанные  выше признаки.

Государство - суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население  в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую  и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая  специальным аппаратом управления и принуждения.    

Сущность государства

Сущность государства  традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто  и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная  власть? Каковы его назначение и  основные функции?

Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство  реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его  классовой природой, вторую - общесоциальной.

Классовая природа государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством  реализации и защиты своих собственных  интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или  «мягкого» пропагандистского навязывания  своей воли большинству населения - так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут  выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства  также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство  есть орудие насилия экономически господствующих классов - владельцев основных средств  производства, призванное подавлять  эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, - это организация  насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право - всего  лишь инструмент, средство для навязывания  воли господствующего класса. Государство  есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые  объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства.

Общесоциальная природа  государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той  или иной степени осуществляет и  защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения. Будучи главным  управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все  население, государство выполняет  «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального  компромисса между правящими  и управляемыми. Его задача - преодоление  социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация  интересов различных групп населения.

Таким образом, государство  призвано одновременно выполнять как  сугубо классовые задачи, так и  общие дела, вытекающие из природы  всякого общества. Соотношение между  общесоциальным и классовым в  государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично  отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса  и демократии*1. Одним из показателей  прогресса цивилизации является историческое движение от классовой  к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой - «все меньше классового, все больше общесоциального».

_____

*1 См.: Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 51-52.

Сущность государства  обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в  обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее  благо, которое призвано выразить и  реализовать государство. Общее  благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности  общества и государства. Государство  олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей  силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства - «общее благо, которое  должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н. Макиавелли).

первобытном обществе власть носит характер общественного самоуправления, выражает интересы всех членов рода как  одной большой семьи, в управлении жизнью которой принимают участие  все соплеменники. В свою очередь, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация  внутри него, осуществляющая «внешнее»  управление общественными делами. Такую  власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как  особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Последние не участвуют  в материальном производстве и производстве нематериальных благ. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями. В условиях первобытной борьбы за существование все индивиды должны были заниматься производительным трудом. Здесь не было возможности освободить кого-либо от добывания материальных благ, поэтому не существовало людей, занимавшихся исключительно управлением. Производительный труд совмещался с  периодически осуществляемой управленческой, военной, ритуальной, судебно-правоохранительной деятельностью. В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким  образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так  и собственные, групповые интересы.

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат  государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - единственная организация  в обществе, располагающая военизированными формированиями (армия, тюрьмы, полиция). Государству принадлежит монополия  на принуждение, на применение вооруженной  силы, на легализованное насилие, включая  смертную казнь индивида. Разумеется, такое насилие должно носить правовой характер, то есть осуществляться исключительно  в рамках закона.

4. Суверенитет. Включает  два аспекта - внутренний и  внешний. К первому относится  верховенство государственной власти  внутри страны, ко второму - независимость  государства в международных  отношениях. Суверенитет - главное  юридико-политическое свойство, отличающее  государство от всех иных организаций.  Слово «суверенитет» происходит  от французского «sovreins», означающего «неограниченный», «самодержавный», «абсолютный».

В любом обществе существует множество систем «власти-подчинения». При этом государственная власть обладает верховенством по отношению  ко всем остальным властным источникам. То есть при всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной. Последняя носит  универсальный характер, распространяя  свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления  государства являются всеобщими, имеют  безусловный приоритет перед  велениями любых других коллективов  и организаций.

Государство как суверен  вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако свобода  государственного усмотрения не должна подменяться произволом. В настоящее  время интеграция мирового сообщества достигла такой степени, что политические решения государств регулируются и  реально ограничиваются нормами  международного права, прежде всего, в  области прав человека. Государство, которое, ссылаясь на свой суверенитет, грубо нарушает общечеловеческие ценности, общепризнанные принципы международного права, права и свободы граждан, рискует оказаться в положении  изгоя на международной арене. Таким  образом, суверенитет государства  не носит абсолютного, неограниченного  характера.

5. Денежная система. Включает  в себя различные элементы  финансовой системы, а именно  национальную валюту, государственные  банки, таможенную систему, порядок  эмиссии (выпуск новых денег  в обращение) и денежного обращения.

Доход за 30 дней 3250 евро, хотите такой?

Заработайте на золоте из Дубая, мы подскажем как!


Такого  на Форекс еще не было!

ММCIS раздает клиентам по 20$!


Такого  на рынке Форекс еще не было!

Акция "Живые деньги"! ММCIS раздает клиентам по 20$!



6. Налоги. Государство путем  налогообложения формирует бюджет  и внебюджетные фонды (пенсионный  и др.) - централизованные денежные  фонды, расходуемые на публичные  цели, то есть в интересах всего  общества. Бюджет есть своеобразный  «общий котел», создаваемый всеми  членами общества - налогоплательщиками.  Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы,  участвовать по мере возможности  в формировании государственных  доходов. Государство обладает  исключительной монополией принудительно  и без судебного решения изымать  у собственников часть имущества  в централизованные денежные  фонды. Во всех иных случаях  изъятие собственности без согласия  собственника допускается только  по решению суда.

О налогах не договариваются. Налог - это обязательный взнос в  бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и  обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов  финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных  задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального  производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

7. Национальное законодательство. Представляет собой систему установленных  или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных  правил поведения общего характера  (нормы), соблюдение которых обеспечивается  и гарантируется государством. Посредством  указанных норм государство регулирует  общественные отношения, осуществляет  управление. Именно государство  устанавливает единый правопорядок  для всех членов общества.

8. Государственная символика.  Включает официальное наименование  государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы  и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные  признаки характеризуют исключительно  государственную власть и не  могут принадлежать каким-либо  иным субъектам, то символика  не является монопольным атрибутом  государства. Поэтому данный признак  государства носит факультативный  характер.

Сформулируем понятие  государства, интегрирующее указанные  выше признаки.

Информация о работе Понятие и основные признаки государства