Понятие и структура юридической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Сложность таких объектов как право и государство, приводит к тому,
что они изучаются многими юридическими науками. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнообразных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы. Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно

Работа состоит из  1 файл

понятие и структура юр. нормы.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Сокращенная форма обучения 

Направление подготовки – Юриспруденция 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине ________Теория государства и права______________ 

Тема: _______Понятие  и структура юридической нормы___________

___________________________________________________________ 
 
 

Студент ______ _______________

Группа ____________________________

Номер зачетной книжки ____________ 

Преподаватель  _______ _____       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Курган 2008 

Содержание:

С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Введение 

      Сложность таких объектов как право и  государство, приводит к тому, 
что они изучаются многими юридическими науками. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнообразных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В отличие от них теория права и государства занимается  общими специфическими закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы. Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно 
к разным типам государства и права или же остаются неизменными?

      Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением 
общества и государства. Имея в виду неразрывную связь государства и права, 
можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и 
назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально- 
классовая роль в обществе государства, таковой будет и роль права. 
Следует отметить также, что государство и право не только зависимы 
друг от друга, но в то же время они сохраняют и определенную 
самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их 
соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

      Независимо  от типа, формы или просто привходящих  обстоятельств по 
отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношении. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.

      В этом заключается одна из его функций  и назначение. Устанавливая 
конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, 
общественных и государственных организаций), право вносит определенный 
порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.

      Именно  поэтому каждое государство стремится  не только к изданию 
отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, 
декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не 
случайно в таких фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что «законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории». Что «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы». И что судья, который откажется судить «под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии».

      Наряду  с функциями закрепления и  регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали огромное нравственное и воспитательное значение праву.

      Цицерон, например, считал, что «закону свойственно  также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого — укрепить «божественный авторитет закона» и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения. 
Рассматривая место теории государства и права в системе общественных 
наук, можно заключить, что теория государства и права не обладает 
монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним 
относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства, 
проблема постижения сущности государства, проблема понимания происхождения государства, проблема определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема понимания происхождения права.

      Поэтому в теории государства и права представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у теории государства и права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. В теории государства и права особый акцент делается на изучение политического компонента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства Так, только с учетом связи права с государством в отечественной теории государства и права разрабатываются такие понятия, как понятие нормы права, закона и подзаконных нормативно-правовых актов, правоотношения, законодательного процесса, законности и правопорядка, правонарушения и юридической ответственности и др.

      В свою очередь, с учетом юридической  составляющей государства, в 
отечественной теории государства и права вырабатывается понятие 
государства, государственного аппарата, государственной власти и др.

 

       1. Понятие и признаки нормы права. Теория права о строении юридической нормы. 

      В юридической науке существуют различные  понимания права 
(нормативное, социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет 
свои обоснования. Для правоприменения и других форм реализации права 
первостепенное значение имеет понятие о праве как о системе норм.

      Норма права — особая разновидность  социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, 
данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь 
просматривается еще один отличительный признак правовой нормы — 
обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

      В современной литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

      Рассмотрим  существенные признаки правовых норм подробнее. 
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. 
Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня 
культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности 
общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

      Наибольшая  эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

      2. Это форма определения и закрепления  прав и обязанностей.

      Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое 
количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет 
обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

      3. Норма права представляет собой  правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

      4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя 
определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

      5. Норма права есть правило поведения,  гарантированное государством.

      Возможность государственного правового принуждения  в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

      6. Она обладает качеством системности,  которое проявляется в 
структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

      Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством 
общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности 
участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать 
данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

      Норма — это правило должного, обращенное в будущее. В отличие от 
команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц; действие нормы не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев; она продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведения людей. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с  государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений.

      Правовая  норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы.

      Норма права рассчитана на регулирование  не отдельного, единичного 
отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права (решений государственных органов по конкретным делам), договоров, 
индивидуальных распоряжений. В решении по делу, представляющему собой вывод из правовой нормы применительно к индивидуальному случаю и отношению, всегда обозначено конкретное лицо, содержание его прав или обязанностей.

      Правовая  норма адресована кругу лиц определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, кооператив, прокуратура, районный суд и др.). В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначенным лицам и действующего до его исполнения (распоряжение о строительстве здания, о проведении этой осенью прививок против гриппа и дифтерии, о передаче точно определенного имущества, о выплате премии, об увольнении и т.п.), правовая норма не исчерпывается исполнением. Она обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный случай 
(отношение), а на вид, неопределенное число определенных в общей форме 
случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и др.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации (возникновение конкретных прав и обязанностей, предоставление работнице отпуска по рождению ребенка и др).

Информация о работе Понятие и структура юридической нормы