Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
Сложность таких объектов как право и государство, приводит к тому,
что они изучаются многими юридическими науками. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнообразных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы. Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно
Правовая
норма, как и право в целом,
рассчитана на регулирование
поведения людей посредством особого
рода отношений, связь участников
которых состоит во взаимных правах (обеспеченная
государством возможность определенного
поведения) и обязанностях (необходимость
определенного поведения, нарушение которой
влечет применения мер государственного
принуждения). Такой способ регулирования
общественных отношений и поведения людей
составляет специфическую черту реализации
права. Нормы права носят предоставительно-обязывающии
характер: когда в развитии общественных
отношений создаются или возникают предусмотренные
нормой условия ее реализации, у участников
этих отношений возникают конкретные
права и обязанности, образующие правоотношение.
Норма как модель правоотношения в общем
виде определяет возможное поведение
одной стороны будущего отношения
(работник имеет право на ежегодный отпуск,
автор имеет право на
неприкосновенность созданного им произведения)
и юридическую обязательность каких-либо
действий или воздержания от действий
другой стороны этого отношения (администрация
обязана предоставить каждому работнику
ежегодный отпуск; при использовании произведения
запрещается без согласия автора вносить
в это произведение изменения).
Правовые
нормы устанавливаются или
Специфическим
признаком правовых норм является их
охрана государством. Нарушение обязанности
или запрета (правонарушение) влечет
применение мер государственного принуждения.
Этим правовые нормы отличаются от норм
морали, норм общественных организаций
и других социальных норм, а также от содержащихся
в некоторых актах государственных органов
призывов и обращений. Меры государственного
принуждения, применяемые в случаях нарушения
правовых норм, разнообразны: они направлены
на восстановление нарушенного права
либо на реализацию невыполненной обязанности,
а также на наказание правонарушителя.
Так
же правовыми можно считать нормы:
1) которые сложились исторически
и дожили до наших дней в виде
обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих
обще-гуманистическим идеалам
Каждая
правовая норма определяет правило
поведения в неразрывной
связи с условиями его реализации и мерами
принуждения к соблюдению; связь этих
определений (элементов, атрибутов) правовой
нормы образует ее
структуру: «если — то — иначе». Структура
правовой нормы является
применением к каждой из них общего правила,
которое может быть выражено таким образом:
«находясь на территории государства
(или: будучи гражданином государства),
необходимо соблюдать законы этого государства;
в противном случае государство применит
к нарушителю правовых норм меры принуждения».
Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто, и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушений.
2. Виды правовых норм.
Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные.
В известной степени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановитель-ными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую.
Охранительные
нормы устанавливают и
Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело — это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других — его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения. Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.
Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один — предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.
Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые — предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей Поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в Уголовном праве.
Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные.
КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА
Анализ
механизма правового
Абсолютное большинство норм уголовного права также осуществляет одновременно несколько функций: регулятивную, охранительную и воспитательную. Данная особенность уголовно-правовых норм объясняется важным значением их гипотез и санкций в процессе воздействия права на волю и сознание человека, результатом чего являются две основные формы поведения людей. При соблюдении гражданами уголовно-правовых запретов осуществление регулятивной функции наблюдается в форме воздержания граждан от их нарушения, а если уголовный запрет нарушается, реализация охранительной функции осуществляется в форме привлечения виновных к юридической ответственности. Выполняя эти функции, нормы уголовного права одновременно воспитывают у граждан уважение к закону, т.е. осуществляют воспитательную функцию.
В то же время, как показывает функциональный анализ действия правовых норм, каждая из них независимо от отраслевой принадлежности в той или иной степени выполняет в механизме правового регулирования такие функции, как функцию государственной ориентации участников общественных отношений, функцию государственной оценки разнообразных вариантов поведения субъектов права, целевую и мотивационную функции.
Государственная ориентация — это направление поведения участников общественной жизни на достижение позитивных целей. Регулятивная правовая норма всегда содержит указание на дозволенный, разрешенный вариант поведения. Она является одним из наиболее авторитетных ориентиров в системе социальной ориентации, так как создается государством и охраняется им от нарушений.
Запрещающие нормы предупреждают субъектов права о недозволенности, недопустимости определенных действий. Запреты служат четкими ориентирами для всех участников общественных отношений. Очень часто субъекты права сами заинтересованы в подобной ориентации, поскольку запреты предостерегают их от совершения тех действий, за которые может наступить юридическая ответственность.
Ориентирующая функция управомочивающих норм заключается в определении субъектом права рамок дозволенного поведения путем перечисления допускаемых вариантов поведения. Совершение разрешаемых действий здесь ставится в зависимость от усмотрения управомоченного лица. В этих нормах обязывание и запрет отступают на второй план.
Поощрительные нормы выступают ориентиром для совершения действий, в результате которых для субъектов права наступают благоприятные последствия (награда, премия, досрочное снятие судимости, условно-досрочное освобождение от наказания). Функция ориентации поощрительных норм имеет существенные отличия от аналогичной функции других норм права.
Поощрительные нормы всегда ориентируют на активное поведение, имеющее положительные последствия для субъекта или группы субъектов права, они стимулируют действия, превосходящие обычные требования и оценки, следствием их выполнения являются сверхнормативные результаты.
Важное значение в выполнении нормами права своих социально-юридических задач имеет осуществляемая ими функция государственной оценки действий субъектов права. Сам факт установления определенной нормы, по существу, означает оценку поведения. При этом оценивается оно как полезное, или как нейтральное, или как вредное для общества. Причем юридически значимую оценку может проводить лишь субъект права, наделенный соответствующими полномочиями: прокурор, судья, следователь, командир и т.п.
Наличие у норм права целевой функции объясняется их возможностью направлять поведение субъектов права путем постановки в правовых нормах определенной цели.
Значение целевой функции правовой нормы для регулирования поведения людей достаточно велико. В реальной действительности отдельный человек (или группа людей) довольно часто сталкиваются с необходимостью найти наилучший вариант решения, оптимальную модель поведения. Целевая функция нормы права в этих случаях играет роль фактора, помогающего определить оптимальный вариант правового решения. Поэтому во многих нормативных актах содержатся указания на те цели, которые ставит законодатель, принимая этот акт. Чаще всего такие указания включаются в преамбулу закона или иного нормативного акха иногда они формулируются во вводных или первых статьях указанных актов.