Понятие и структура юридической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Сложность таких объектов как право и государство, приводит к тому,
что они изучаются многими юридическими науками. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнообразных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы. Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно

Работа состоит из  1 файл

понятие и структура юр. нормы.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

      Вполне  оправданно выделять и мотивационную  функцию норад права. Разумеется, каждая норма издается прежде всего  для того чтобы указать вариант, вид поведения. Но при этом ставится иная задача — сформировать мотив поведения, вызвать потребность совершить действие в соответствии с предписанием нормы права, В зависимости от того, какой мотив порожден нормой, как субъект воспринял ее требование, совершаются и юридически значимые поступки: охотно, с желанием или безразлично, с внутренним протестом, нежеланием. Поэтому мотивационная функция правовой нормы играет важную роль в регулировании поведения людей. Она самым непосредственным образом влияет на его эффективность.

      Возможность осуществления правовыми нормами  мотиваци-онной функции позволяет  законодателю учитывать побудительные свойства норм права и возможности их влияния на волю и сознание людей, формирование поступков, адекватных целям и задачам, поставленным в нормах права. 
 
 

 

           3. Структура нормы права. Виды структурных элементов. 

      Норма права — критерий правомерности  поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием наиболее общих правил, охватывающих суть правовой материи. Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в 
качестве правовых.

      Традиционно считается, что норма права состоит  из трех элементов- 
гипотезы, диспозиции и санкции.

      Гипотеза: Определяет круг лиц, которым адресована норма. Гипотеза 
указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества 
обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. 
Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

      Диспозиция: содержит само правило поведения, согласно которому 
должны действовать участники правоотношения. По способу изложения 
диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

      Санкция: указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в 
результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

      Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила 
поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция). В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.

      Иногда  в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее 
части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. 
Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. 
Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

      Норма права не выполнила бы своей регулярной роли, если бы в ней 
отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому 
законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

      Своей структурой, а также содержательными  признаками норма права 
отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального 
предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым 
исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

 

       4. Соотношение нормы права и статьи закона. 

      Основным  источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

      При подготовке и принятии нормативных  актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, 
неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться  государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы.

      Это определяется рядом обстоятельств. В одной статье нормативного акта (и даже — в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит 
правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта 
правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах — на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел 
нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

      Частицы, элементы правовых норм находят выражение  в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями. Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.

      Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре («если — то — иначе») близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в 
соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по форме: «если — то»; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.

      Формулировка  многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемы ими диспозиции.

      Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той 
причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному 
произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое 
правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного 
законодательства традиционны условные, как бы неправильные формулировки: «преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...», хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины. Например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него же целях (для смыслового усиления образного выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни», «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам 
общества, правам других граждан». Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны.

      Серьезные преграды на пути реализации права  создают 
противоречия в текстах нормативных актов, дающие основание логически 
конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы (преимущество инструкции перед законом).

      Во  всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения «буквы» и «духа закона». Это обусловлено тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер. Во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется правовая норма с ее тремя элементами — при анализе конкретного правового  материла определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает возможность определить — кто, когда, при каких условиях — к чему обязан, на что имеет право — какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы; во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте 
нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения («порядок обжалования незаконных актов», «молодой специалист», «никто не может быть произвольно лишен жизни» и т.п.) и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

      Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам  правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе - на законодательные и подзаконные; по степени систематизации – на простые и кодифицированные;

      по  сфере действия – на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени - на постоянные и временные.

 

Информация о работе Понятие и структура юридической нормы