Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:54, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 История идей правовой государственности………………………………..5
2 Понятие и признаки правового государства………………………………11
3 Формирование правового государства…………………………………….16
4 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе…………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей  стране еще только формируется, его  структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно  и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и.т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая не структурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие не правовых законов — это не самое главное1 На взгляд автора , более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

   Все изложенное свидетельствует о следующем.

   1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только через человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.

2. Учение  о правовом государстве возникло  и живет в общественно-историческом  измерении, оно имеет свои корни,  предпосылки.

Каждая  новая идея в своем развитии опирается  на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

3. Развитие  рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,— процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной степени необратим.

4. Возникновение  и эволюция идеи правового  государства — процессы реальные  и познаваемые. На каждом из  этапов развития гражданского  общества они отражают соответствующий  уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

5. Человечество  выстрадало идею правовой государственности  в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых  странах все большее число  людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство — антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

Учение  о правовом государстве в российской политической мысли имеет свою специфику. Его разработка была прервана в послеоктябрьские годы, так как ему противопоставлялось требование революционного правосознания, революционной законности. Законно было то, что служило делу революции, а остальное подлежало уничтожению. Нет нужды останавливаться на трагических последствиях этого подхода20

Наиболее  краткими и содержательными мне  представляются следующие два определения  правового государства: как организации  политической власти, создающей условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека путем правового самоограничения государственной власти с целью недопущения злоупотреблений и как вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов.

Обобщая вышесказанное можно выделить следующие предпосылки формирования правового государства:

1) наличие  стабильной рыночной многоукладной экономики, обеспечивающей относительно высокий уровень материального благосостояния населения, сказывающийся на социальной структуре общества (с преобладанием среднего класса),социальной атмосфере, психологии людей;

2) достаточно  высокий уровень культуры, особенно правовой и политической; преодоление традиций правового нигилизма;

3) политический  и идеологический плюрализм при  господстве демократических общечеловеческих  ценностей и моральных норм;

4) свободный  доступ, обмен и получение информации и соответственно сильная, независимая пресса, обеспечивающая общественный контроль за деятельностью всех властных структур;

5)наличие  гражданского общества, строящегося  на принципах самоуправляемости,  саморегуляции, конкуренции, компромисса.

Правовое государство не может быть построено на пустом месте, и в реальной жизни государства проходили длительный и сложный путь демократических преобразований, создающих соответствующее правовое пространство.

Если  политические преобразования идут на фоне ухудшения экономического положения, то формальное введение принципов правового государства может давать эффект, полностью противоположенный желаемому. Отсутствие элементарного правопорядка также несовместимо с функционированием институтов правового государства.

В заключение  хотелось бы подчеркнуть, что формирование правового государства – это очень сложный, противоречивый и длительный процесс. Реалии сегодняшнего развития общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства. Поэтому одной из первоочередных задач в России есть создание правового общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном  и желаемом устройстве публичной  власти сообразно представлениям о  справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий21 На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей западной цивилизации. Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.Путь к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Необходимо постоянно помнить о том, что функции правового государства не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Также не обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.Суровая закономерность, а может быть и трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства 

Правовую  культуру следует формировать, в  первую очередь, у работников

правоохранительных  органов. Например, обязанность органов  прокуратуры

действовать только по закону и этого же требовать  от всех, во многом

зависит от уровня правовой культуры, правосознания  каждого их

представителя. Высококультурный в юридическом  отношении работник

прокуратуры никогда не оставит без должной  реакции любое отступление от

правопредписаний, кем бы оно ни допускалось, ни в  коем случае не

поддастся шантажу, подкупу и не позволит себе злоупотребление властью,

превышение  служебных полномочий либо халатное отношение к ним.

Надо  воспитывать глубокое уважение к  Конституции и закону, формировать

высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать

цивилизованное  общество, построить правовое государство.

Что касается основной темы работы – правового  государства – при всей внешней  видимости наличия, ни в одной стране мира полностью не реализовано понятие и недостигнута сущность правового государства т.е. все в государстве основано на праве и реализуется только через право. В каждой стране  на разном уровне находится разработка данного вопроса , но в основном общие проблемы всех стран одинаковы: недостаточно четко отлажены механизмы реализации основных, системообразующих черт идеи государства, в котором закон имеет верх над кошельком и социальным положением .Но все страны, как считает автор, стремятся к практической реализации идеи правового государства. Говоря образно нужны рельсы, которые позволят поезду двигаться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //

Декларация  прав и свобод человека и гражданина[принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.]

Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер.закон: принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: по состоянию на 15 мая 2005 года]. - М.: Юрайт, 2005.- С. 188 с. – ISBN 5-94879-342-7;

Федеральный закон“ О порядке опубликовании и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.”

А.В., Родионов, . Правовые режимы в российском законодательстве –2002-C.190-ISNB 0247-1983

Берг, О.В. Некоторые вопросы теории нормы права / О.В.Берг // Государство и право. - 2003. - № 4. – С. 19. – ISSN 0132-0769;

Малько, А.В., Родионов, О.С. Правовые режимы в российском законодательстве / А.В.Малько, О.С.Родионов // Журнал российского права. – 2001. - № 9. – ISSN 1605-6590;

Коваленко А. И. Правовое государство: концепции и реальность. М.,1993.-2002-C.407-ISBN 0325-6812

 Раянов, Ф.М. Введение в правовое государство / Ф.М.Раянов. – Уфа: - 1994. – С.118;

Соколов, А.Н. Правовое государство. От идеи до ее реализации / А.Н.Соколов. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», – 2002. – 455 с. – ISBN 5-7406-0526-1.

Фурсенко, А.А. О роли права в развитии науки и образования / Журнал российского права. - 2005. - № 12. – С. 37. – ISSN 1605-6590.

(Фурсенко 

www.info@lib/ua.net. 

www.vuzlib.net 

Информация о работе Понятие и сущность правового государства