Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:54, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1 История идей правовой государственности………………………………..5
2 Понятие и признаки правового государства………………………………11
3 Формирование правового государства…………………………………….16
4 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе…………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

                                                . 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  теории государства  и права
     Понятие и сущность
     правового государства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2010г.

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………..3

1 История  идей правовой государственности………………………………..5

2 Понятие  и признаки правового государства………………………………11

3 Формирование  правового государства…………………………………….16

4 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе…………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….26

Список использованных источников………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Человечество  с древнейших времен ищет оптимальные  формы соотношения личности и  государства, сочетание их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства. Правовое государство – это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда проявлялись на гребне либерализации общества, то есть тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших развитие общества факторов. Идея правового государства практически совместима с различными режимами. В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Если говорить о российском обществе то оно еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

Развитие  науки о государстве и праве  в современных условиях предполагает, с одной стороны, углубление ее общетеоретических  оснований, выход в сферу масштабных обобщений, а с другой — детализацию содержания и научное осмысление каждого из ее разделов, своего рода "теоретизацию" знаний и представлений о различных формах отношения государства, личности и общества, о государственном управлении социальными процессами, правоохранительной деятельности институтов государственной власти1. Актуальность этой работы определяется не только интересами  науки, но и практическими задачами построения правового государства и формирования зрелых структур гражданского общества.

Именно  эти практические задачи требуют нового осмысления реальности и новых подходов к фундаментальным и прикладным проблемам правовой теории.

Цель  данной курсовой работы - разобраться  в понятии правового государства, показать историю развития этого  понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.

Задачи  данной работы: указать предпосылки для реализации правового государства  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История идей правовой  государственности

Правовое  государство – тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается  и через право реализуется. Правовое государство как определенная концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Представление о правовом государстве как определенной теоретической концепции и соответствующей юридической действительности имеет давнюю западную традицию. Смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей разных времен.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса на принципы демократизма, установление и сохранение свободы, господство права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира”…Так, еще в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Законы" и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там ,заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.2 
 

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового  государства, развивались также  в работах ученика и критика  Платона, "величайшего мыслителя  древности", как назвал его Маркс, Аристотеля. Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями XVIII-XX вв. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие. В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях. В этот исторический период политико-правовые идеи развивали Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей политико-правовой теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли политико-правовые идеи таких философов-мыслителей, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Из этих политико-правовых учений мы выделим наиболее важные положения в правовом государстве. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Среди первых, кто дал теоретическое обоснование правового государства, был Спиноза. Будучи связано законами государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гocподстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал, как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым подошел к наиболее эффективному принципу правового регулирования общественных отношений: «разрешено все, что не запрещено законом».

В трактовке  Д. Локка, идея господства права воплощается  в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному  праву и признающий неотчуждаемые  естественные права и свободы  индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму: Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого и установленное законодательной властью, это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека.3

Обоснованный  здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Политико-правовые идеи о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству. Политико-правовые идеи Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает  критике  монархическую  форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. С политико-правовым обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Там, где  государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину4Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Согласно  политико-правовым взглядам Гегеля, государство - это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в  себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя  государство в абсолют, стоящий  над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни5

Ценность  гегелевских политико-правовых идей на правовое государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех не правовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти. Маркс и  Энгельс развили дальше политико-правовые идеи Гегеля о разграничении гражданского общества и государства ( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое).Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории". Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития.

Информация о работе Понятие и сущность правового государства