Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.
Введение ………………………………………………………………………..3
1 История идей правовой государственности………………………………..5
2 Понятие и признаки правового государства………………………………11
3 Формирование правового государства…………………………………….16
4 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе…………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………...28
Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства .Свобода состоит в том , чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный6
Прогрессивная
политико-правовая мысль Западной Европы
в лице Ирвинга, Пауэлла, Еллинека и
др. и других оттачивали элементы теории
правового государства с
Автор
считает: из вышеизложенного можно
сделать вывод, что формирование
идей правовой государственности происходило
поэтапно, в зависимости от интеллектуальной,
политической, социально экономической
составляющей жизни общества. До 19 в. не
было даже закреплено понятие правового
государства, а уже позже на основании
уже имеющихся, накопленных столетиями
знаний правовое государство рассматривается
как отдельная отрасль юридических знаний.
2.Понятие и признаки правового государства
Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: “ Российская Федерация -Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.”7 Российская Федерация - правовое государство. Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций - составных частей политической системы общества - располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения. Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.
Основы правового государства носят следующий характер:
1. Экономической
основой правового
2. Создание
в обществе условий,
3. Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
- верховенство закона;
- взаимная ответственность государства и личности;
- разделение властей;
- гарантия прав и свобод личности;
Государство
устанавливает в законах
Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ9 Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.
Взаимная ответственность государства и личности - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Он как бы дарует права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность – это предусмотренные законом неблагоприятные последствия(уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.10Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ. Административную ответственность характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей.
Реализация принципа разделения властей является важной особенностью правового государства. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей. Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ)11. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ). Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Гуманизм
- своеобразный суперпринцип всего
конституционного строя. Его закрепление
ст. 2 Конституции РФ свидетельствует о
решительном отказе от тоталитарного
подхода к проблеме “человек - государство”,
при котором государство берется за решение
основных вопросов жизнеобеспечения,
а человек превращается в “винтик” большой
государственной “машины” по всеобщему
“осчастливливанию”. Приоритет человека
перед государством позволяет осознать
место человека в гражданском обществе.
Это место не определяется государством,
оно неотъемлемо принадлежит человеку
и реализуется в меру его способностей
и инициативы. Гражданское общество тем
и отличается от общества тоталитарного
типа, что оно развивается на основе саморегулирования,
то есть не принуждается в тотальной регламентации
со стороны государства. Государство регулирует
поведение человека только в определенной
мере, так, чтобы не затронуть его свободу
и обеспечить общественные интересы. Такое
понимание соотношения человека, общества
и государства подчеркивает гуманистическую
сущность конституционного строя. Выражение
“высшая ценность”, упоминающееся в ст.
2 Конституции РФ, относится не к юридической,
а к нравственной категории.. Признание
означает закрепление в Конституции и
законах всего объема прав и свобод, предусмотренных
общепризнанными нормами международного
права, а так же неотъемлемых прав и свобод,
вытекающих из естественного права. К
основам конституционного строя относится
также, закрепленный в ст. 6 Конституции
РФ, принцип равного гражданства, не зависимо
от оснований приобретения.12Это
означает, что для полноты прав и свобод
не имеет значения стаж пребывания в гражданстве
и различие между гражданством по рождению
и гражданством приобретенным. Каждый
гражданин России обладает на ее территории
всеми правами и свободами и несет равные
права и обязанности, предусмотренные
Конституцией. Итак, реальная гарантированность
прав и свобод личности является чрезвычайно
важным конституционным признаком правового
государства. Принцип которого закреплен
в ст. 2 Конституции РФ : “Человек, его права
и свободы, являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность
государства 13. Иными словами, государство
обязано не только соблюдать права и свободы,
но и создавать условия для их реального
воплощения. Таким образом, можно сделать
вывод о том, что целью существования
современного правового государства является
создание в рамках закона условий для
оптимального развития общества, государства,
личности. Правовое государство тем и
отличается от других видов государств
тем , что все процессы в государстве происходят
на основании закона. Только в правовом
государстве граждане реализуют свои
права и свободы через нормативные предписания
,и только в правовом государстве власть
старается обеспечить достойную жизнь
своим гражданам.
3.Формирование правового государства
Путь
к правовому государству долгий
и трудный. Формирование современных
правовых государств это результат много
векового опыта человечества. Идея правового
государства была востребована в период
буржуазно-демократических революций
в Европе, завершивших период феодализма.
Юридическое мировоззрение формирующегося
третьего сословия претендовало на утверждение
новых представлений о свободе человека
посредством режима господства права
как в частных, так и публично-правовых
отношениях. Для формирования правового
государства требуется высокий уровень
общей культуры вообще и правовой в частности.
Культура как наработанная человечеством
сумма духовных и материальных ценностей
напрямую влияет на характер политических
институтов. В истории можно увидеть немало
примеров, когда всплески культуры, искусства
совпадали с периодом либерализации государства.Общество
высокой культуры несовместимо с тоталитарной
властью, поскольку она, как правило, персонифицируется
в харизматическом вожде, которому поет
осанну неразвитое сознание масс. Истинную
свободу, свободу от догм и стереотипов,
дают только знание, культура. Последняя
основывается на принципах свободной
личности, автономии ее от власти. Тоталитаризм
держится на идолопоклонстве, своего рода
язычестве и только поэтому многие правители
всячески противились распространению
просвещения и культуры.14
Если не будет прогрессировать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость.
Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. 15
С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным, т.е. тогда, когда оно не нуждается в значительных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».
Одной
из главных предпосылок
Информация о работе Понятие и сущность правового государства