Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода.
Введение
Глава 1. Понятие и аспекты сущности государства
1.1. Типология государств
Глава 2. Сущность и типология российского государства
Заключение
Список используемой литературы
2. Феодальное государство. Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд. К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
3. Буржуазное государство. Буржуазное
государство - это третий исторический
тип государства, предусматриваемый данной
типологией. Как надстройка над экономическим
базисом оно закрепляет и защищает буржуазный
экономический строй. Капиталистическое
государство охраняет условия буржуазной
эксплуатации, и прежде всего, ее основу
– частную собственность на орудия и средства
производства. Независимо от своей формы
оно выступает как орудие господства капитала
над трудом. Возникновение такого типа
государства означает движение вперед
по сравнению со средневековьем. Оно является
частью политической надстройки над таким
экономическим базисом, который предполагает
личную свободу работника, его независимость
как личности от капиталиста. При капитализме
не применяются внеэкономические средства
принуждения к труду, как это было в условиях
предыдущих типов государств. На последующих
этапах развития капитализма усиливается
регулирующая роль государства во всех
сферах общественной жизни. На стадии
империализма происходит перерастание
домонополистического капитализма в государственно-
4. Социалистическое государство. Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:
1) Экономическую базу соц. государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.
2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.
3) Социалистическое
государство имеет более
Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти.
Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества - рабочего класса.
5. Переходное государство. Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства. Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода, оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
Таким образом, нужно сказать, что государство должно отвечать потребностям гражданского общества. Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий. Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход10.
Глава 2. Сущность и типология российского государства
Актуальность исследования проблемы обусловлена происходящими в современном российском обществе системными преобразованиями всех сфер общественного бытия, в том числе и государственно-правовой сферы. В целом современный этап его развития характеризуется как типично переходный период, при котором наблюдается кардинальная смена двух общественных и государственно-правовых систем, прямо противоположных в своих социально-экономических, духовно-нравственных и идеологических составляющих. Начавшийся с 90-х гг. XX в. период перехода от советского общества и социалистического типа государства и права, основу которых составляла плановая, командно-административная система, к рыночным отношениям, гражданскому обществу и правовому государству, основанным на демократических идеалах и ценностях, представляется необратимым процессом. Вместе с тем можно предположить, что данный период является лишь начальным этапом генезиса новой государственно-правовой и социально-экономической организации современного российского общества. При этом ускоренный процесс разрушения "развитого социализма" и сами по себе идеи рынка и демократических преобразований общественной и государственно-правовой сфер современной России не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, государство и право какого типа должны сформироваться в российских условиях в ближайшей и отдаленной перспективе11.
Необходимо подчеркнуть, что ответ на обозначенный вопрос также нельзя обнаружить ни в действующей Конституции Российской Федерации, ни в текущем законодательстве, ни в судебных решениях, ни в каких-либо иных официальных документах органов публичной власти, политических партий и иных общественных объединений. В силу вышеизложенного комплексный анализ концептуальных основ типа современного Российского государства и права и определение его типологических особенностей является одной из актуальных задач общей теории государства и права.
В некоторой степени неопределенность современного российского общества в избрании основного вектора своего государственно-правового строительства, бессистемность и непоследовательность осуществляемых зачастую реформ в государственно-правовой сфере и, соответственно, в отдельных случаях недостаточная их эффективность предопределили и практический интерес к исследованию типа современного Российского государства и права. С учетом анализа соответствующих типологических признаков можно с различных позиций рассмотреть проблему эффективности функционирования государства в современной российской практике, прийти к пониманию тех действий, которые могут обеспечить ему способность сбалансированного управления процессами реформирования российского общества. Кроме того, исследование данной проблематики позволит спрогнозировать основные тенденции и перспективы дальнейшего государственно-правового развития российского общества.
Особенности эволюционной институционализации типа современного Российского государства и права определяются следующим:
1) прерывностью
(дискретностью) и
2) эволюционным
развитием отношений
Типологическая характеристика современного Российского государства и права как переходного типа государства и права, представляющего собой определенное качественное состояние в государственно-правовом развитии российского общества, возникшее в условиях перехода от Советского социалистического государства и права, недостаточна. Альтернативность в государственно-правовом развитии общества на переходных исторических этапах предполагает определение конечной цели в эволюционно-институциональном оформлении современного Российского государства и права.
В контексте существующих типологий государственно-правовых явлений и выделяемой в их рамках системы основных типов государства современное Российское государство можно квалифицировать, как государство, находящееся в процессе эволюционного перехода от Советского социалистического государства к развитому социально-капиталистическому правовому государству.
Социально-капиталистическому государству присущи:
1) социальный, демократический, правовой, светский характер;
2) социальное
назначение частной
3) социальное партнерство, основанное на разнообразных формах контроля со стороны общества за деятельностью государства;
4) высокие темпы
информационно-
5) усиление
мер государственного
Так, основными характеристиками современного Российского государства и действующего в нем права являются:
1) прерывность
(дискретность) и непрерывность (
2) элементы демократизма;
3) преимущественно правовой;
4) социальный;
5) светский характер.
В целом можно сказать, что современный этап развития общества характеризуется как типично переходный период, при котором наблюдается кардинальная смена двух общественных и государственно-правовых систем, прямо противоположных в своих социально-экономических, духовно-нравственных и идеологических составляющих12.
Заключение
Государство, основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что Государство носит классовый характер, но его деятельность охватывает и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Прежде всего, вопреки утверждениям коммунистов, жестко привязывающих возникновение государства к появлению классов и считающих само государство продуктом далеко зашедших классовых антагонизмов, подобной неразрывной связи нет. Исторически государство зарождается и формируется задолго до возникновения классов, причем как следствие не классовых, а более "полифонических" общественных потребностей, как результат спроса всего общества на сознательное и силовое решение насущных проблем, как ответ на необходимость сознательно, в том числе и с помощью средств принуждения, осуществлять определенные общественные функции, без реализации которых оказывается невозможным общественный прогресс. Теоретики классового происхождения государства выводят возникновение Государства из классовой структуры общества и его антагонизмов. Но это противоречит существу так называемого азиатского способа производства, многочисленным фактам истории (например, возникновению государств Африки), ибо в действительности потребности сознательного управления общественными делами с использованием принуждения имеет гораздо более широкие основания, а применение здесь принуждения было необходимо не в связи с противоречиями более позднего вида материального производства - воспроизводства средств жизни и средств труда и происшедшим здесь возникновением частной собственности и эксплуатации, а гораздо раньше, в связи с проблемами более древнего вида материального производства - воспроизводства самого человека. На разных исторических этапах в качестве условий, ради соблюдения которых и существует государство, выступают разные обстоятельства. Одними из первых таких условий были принудительное запрещение инцеста (кровосмешения) и межплеменной обмен женщинами во имя воспроизводства рода, доклассовыми были и обстоятельства, связанные с созданием и поддержанием ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения среды обитания. Позже на первый план выступает защита частной собственности и недопущение того, чтобы возникшие классы "пожрали общество в бесплодной борьбе", а затем уже смысл существования государства обусловливается всей совокупностью причин, требующих поддержания цивилизационного порядка, права и т.д.