Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание

Цель этой курсовой работы - наиболее полно раскрыть понятие государства, его сущность и типологию.
Для достижение этой цели нужно выполнить следующие задачи:
Выделить признаки государства
Изучить понятие «типология государства»
Рассмотреть понятие «сущность государства»

Содержание

1.Введение 2
2. Понятие и признаки государства. 4
2.1.Понимание и определение государства 4
2.2. Признаки государства 7
3.Сущность государства 13
4. Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств. 18
4.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода 19
4.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. 25
5.Заключение 28
6.Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Готовое.docx

— 74.86 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Введение 2

2. Понятие и признаки государства. 4

2.1.Понимание и определение государства 4

2.2. Признаки государства 7

3.Сущность государства 13

4. Понятие типологии государства.  Основные подходы к типологизации государств. 18

4.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода 19

4.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. 25

5.Заключение 28

6.Список литературы 29

 

1.Введение

Существует множество  теорий,  по-разному объясняющих  происхождение государства,  природу  государственной власти,  ее цели и задачи,  путь развития государства  и так далее. В античные времена  понятие  "государство" было  нераздельно связано с понятием "справедливость", ибо право, которое  служит критерием справедливости,  выступает как регулирующая норма  политического общения. (Аристотель. Политика).

В трактате "Политика" Аристотель подчеркивает естественный характер возникновения государства.  Вполне естествен  и даже  необходим  союз между мужчиной  и женщиной;  не менее закономерен  для взаимного  самосохранения союз между теми,  кого сама природа предназначила  к господству  и к подчинению,  то есть между господином и рабом.  Из обоих этих типов объединения  возникает первая  и основная форма общественного бытия –  семья. Объединение нескольких семей,  имеющее прочный,  долговременный характер,  приводит к возникновению  более высокой формы общежития – селения  или общины (т.е. колонии семьи). И наконец,  объединение ряда селений есть уже объединение вполне завершенное, т.е. высшая форма общественного бытия–государство. [15, c.125-127]. Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и  сейчас существуют общества,  которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов.  На ранних стадиях развития,  жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества,  государство начинает занимать центральное место  в общественной жизни. Французский этнограф  и социолог Клод Леви Стросс (род.1908 г.) сделал вывод о том,  что запрещение инцеста (кровосмешения) явилось основным социальным фактом выделения человека из мира природы. [3, c.14-16].

В ходе длительного развития первобытного общества,  человечество от простой присваивающей экономики  переходит к новому способу существования  и воспроизводства – к производящей экономике. Общественное разделение труда  и совершенствование орудий труда  привело к росту его производительности. В результате, появляется прибавочный  продукт,  часть которого использовалась для накопления.  Владельцы этого  продукта стремились к объединению  в однородную социальную группу, господствующую над другой частью общества. Складывается такая организация общества, при  которой иерархические группы связаны  между собой отношениями господства и подчинения,  что в свою очередь  порождает между ними и  разделение труда. Господствующие группы начинают выполнять функции организации  и  контроля над экономической  деятельностью,  а подчиненные  становятся работниками, создающими общественный продукт. Становясь устойчивым, такое  деление общества приводит к возникновению  неравенства и противоречий между  его верхушкой  и основной массой производителей.  Присвоение прибавочного продукта приводит к появлению таких  форм собственности, как групповая, коллективная, частная. Для поддержания  и воспроизводства в нем отношений уже требуется такая организация власти, которая с помощью насилия и других методов обеспечит выполнение общественно значимых функций. Выделившись из общества, такой организацией становится государство.

Анализируя новую государственную  форму организации общества, А.Б. Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей,  имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти;  единая система налогов и финансов.  

[2, c.154].

Цель этой курсовой работы - наиболее полно раскрыть понятие  государства, его сущность и типологию.

Для достижение этой цели нужно выполнить следующие задачи:

  1. Выделить признаки государства
  2. Изучить понятие «типология государства»
  3. Рассмотреть понятие «сущность государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и признаки  государства.

2.1.Понимание и  определение государства

Вопросы о государстве, его  понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу  основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный  исторический путь от неразвитого к  развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для  неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно  сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно  «обеспечивает организованность в  стране на основе экономических и  духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу  автономной личности». [1, c.12-13]

В таком государстве развиваются  все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и  совершенствуется не само по себе. Его  преобразуют, приспосабливают к  изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания  рассматривать государство как  одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно  трудная. Решить ее можно лишь при  изучении государства конкретно  исторически, в различных его  связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые и  настоящие научные достижения.

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор, философ и политический деятель  Марк Туллий Цицерон спрашивал и  одновременно отвечал: «Да и что  такое государство, как не общий  правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и  в различных странах - основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» [6, с.27]. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получило определение  государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими  людьми, и власти. Известный государствовед  Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих  индивидов

2) определенную территорию

3) суверенную власть

4) правительство.

 «Под именем государства, - писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин  критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства  называли принудительную власть: «Принудительная  власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным  понятием и сторонники психологической  теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал  Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними» [5, c. 3-4]. Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Не один раз обращались к определению государства «К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» [12, c.63]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 22., с. 200-201.. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» [19, c.73].

 В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими  ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Традиционно в юридической  литературе чаще всего выделяют следующие  признаки государства:

1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение  государства, но и начало складывания  отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство»  и «страна» во многом совпадают.

Административно-территориальная  организация населения как признак  государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и  реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак  показывает, что государство, каким  бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или  слаборазвитым), всегда существует и  функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет  мирового государства, мировой публичной  власти (мирового правительства).

Для общества свойственны  разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психоэмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются власть и отношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

2. Публичная (государственная)  власть. В качестве признака публичная  власть раскрывает государство,  прежде всего как институциональную  систему, совокупность институтов  власти, государственный аппарат,  государственные властные органы, правоохранительную систему, систему  военных структур, карательные, репрессивные  органы. Публичная власть включает  в себя и специальный слой  людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой  основе осуществляют профессионально  властную, управленческую, правотворческую,  правосудную, военную, дипломатическую  и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Информация о работе Понятие типологии государства. Основные подходы к типологизации государств