Понятие, система и принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - показать роль государственной службы, в управлении таким сложным механизмом как государство, через государственные органы, обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана, выявить слабые и сильные стороны принятых законов.
Задачи -проанализировать проблемы функционирования государственной службы, раскрыть проблемы поступления, прохождения и прекращения государственной службы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….2
Глава 1. Правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации
1.1 История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации ……………………………………………………….4
1.2.Понятие, система и принципы государственной службы ……………...8
1.3. Классификация государственных служащих …………………………12
Глава 2.Условия прохождения государственной службы
2.1 Поступление на государственную службу и способы замещения должностей …………………………………………………………………...15
2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих…………………………………………………18
2.3.Прохождение, прекращение и гарантии государственной службы ….21
Заключение.…………………………………………………………………..28
Список использованной литературы ………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

Впервые в  законодательстве о государственной  службе определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация (государство), а нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров определяются соответственно федеральным законом о виде государственной службы.

Через государственных  служащих реализуются полномочия государственных  органов во всех сферах жизни общества. Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных  органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям . Это деление имеет значение при решении таких вопросов, как разработка и реализация программ подготовки кадров для государственной службы, исходя из реальной потребности в них; установление квалификационных и других требований для замещения должностей государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности с учетом особенностей вида государственной службы; подбор кандидатов на конкретные должности и др.

1. В соответствие  с конституционным принципом  разделения властей различаются  государственные служащие органов  законодательной власти (представительной), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольные функции в отношении органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.

Судебная  власть, согласно ст. 118 Конституции, осу3ществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. По масштабу  деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся на федеральных государственных служащих и

государственных гражданских служащих субъектов  Федераций. На начало 2002 года общая  численность государственных служащих и иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления составила 1053,1 тыс. человек.

3. Если взять  за основу такой критерий, как  функциональное предназначение  и особенности службы по ее  видам, то различаются государственные  гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных служб.

4. По объему  должностных полномочий государственные  служащие подразделяются на должностных  лиц и служащих, не являющихся  должностными лицами. Объем государственно-властных  полномочий государственных служащих определяется положениями о соответствующих государственных органах и их структурных подразделениях и должностными регламентами по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы.

5. Критерием  для классификации государственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

Их особенность - присвоение персонально каждому  государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатам  квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих при ношении форменной одежды, знаков различия (в частности погон), но и характеризуют их должностное положение, так как соответствующими нормативными актами устанавливаются перечни должностей по видам государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания соответствуют этим должностям. Например, Перечень должностей начальствующего состава в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004г. Собрание законодательства РФ. 2004. №45. Ст. 4416.

6. В зависимости  от срока службы можно выделить  государственных служащих, назначаемых  на должности государственной  службы на неопределенный срок, на определенный срок, а так  же на срок обучения в образовательном  учреждении профессионального образования  и на определенный срок государственной службы после его окончания.

7. Классификация  государственных служащих может  производиться и по иным критериям.  Для примера можно привести  следующие данные проведенного  анализа состава государственных  гражданских служащих по различным демографическим признакам. На начало 2002г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73%; средний возраст государственных служащих составлял 40 лет, а в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры РФ - 37 лет; большинство лиц, замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25% - свыше 15 лет; сравнительно высокий процент (более 70) женщин был среди занимающих должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей государственной службы; имелась большая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики. Эти и другие показатели служат ориентирами для устранения негативных явлений и тенденций и выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы системы государственной службы, отвечающей современным задачам и функциям государства.

Глава 2.Условия прохождения  государственной службы

2.1 Поступление на государственную  службу и способы замещения должностей

Согласно  действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую  и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Законом о системе государственной  службы РФ определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту. Согласно ст. 12 Закона, по контракту вправе поступать граждане России, а на военную службу и иностранные граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о  виде государственной службы или  законом субъекта Федерации могут  быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику службы.

Служебный контракт - это соглашение между конкретными  представителем нанимателя (РФ, ее субъекта) и конкретным гражданином (иностранным  гражданином), поступающим на государственную службу, или государственным служащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещении должности того или иного вида государственной службы и прохождении службы в определенных условиях. Контракт заключается в письменной форме установленного образца. Он определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или государственному служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полной мере выплачивать денежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенные государственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта о прохождении государственной службы и замещение должности государственной службы и государственный служащий при заключении контракта о замещении должности государственной службы соответствующего вида обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.

Правовое  значение служебного контракта состоит  также в том, что он независимо от способа замещения должности государственной службы, является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего) на конкретную должность.

Условия контрактов, порядок их заключения, а так же основания и порядок прекращения  их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. Контракт может заключатся с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Федеральным законом о видах государственной  службы и иными нормативными правовыми  актами, учитывая созданные возможности  отбора кандидата и другие условия, установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1)на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Конкурс - очень  важный атрибут эффективной государственной  службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки кандидата на основании документов или результатов экзаменов, испытаний.

Конкурс может  объявляться при наличии вакантных  должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового  резерва для их замещения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу является несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным при поступлении на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы.

До сих  пор большинство государственных  служащих замещают свои должности в  порядке замещения. Наименование должностей государственной службы, подлежащих замещению, таким образом, а также полномочия должностных лиц (например, Президента, федерального министра) по назначению на эти должности, определены соответствующими нормативно правовыми актами.

Бесконкурсное назначение на вакантные должности  государственной службы позволяет  руководителям различного уровня (представителям нанимателя) более оперативно, чем  при проведении конкурсов, и шире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и в межотраслевом и в общефедеральном масштабе, хотя в этом случае меньше гласности и соревновательности кандидатов на должность.

Порядок подбора  кандидатур для назначения на соответствующую  должность государственной службы пока не урегулирован нормативно правовыми актами. До сих пор появления следует руководствоваться опытом подбора и расстановки кадров, имеющимся у руководителей государственных органов, соответствующих кадровых служб и руководителей структурных подразделений государственных органов.

Подобрать нужного  кандидата - дело непростое, особенно когда  речь идет о подборе высших должностных  лиц. Для этого приходится тратить  немало времени и средств, необходимо иметь обширную и объективную  информацию о возможных кандидатах на те или иные должности. Прежде всего, следует ориентироваться на кадровый резерв. Кроме того, руководителями государственных органов, их структурных подразделений и кадровыми службами должна постоянно осуществляться работа по выявлению и других кандидатов. Используются различные методы: изучение документов о прежней служебной деятельности кандидата, отчетов, справок, материалов средств массовой информации, отзывов сослуживцев, актов ревизий и инспектирований и т.п. Весьма желательны и личные беседы с кандидатом. При этом особенно важно определить качества кандидата по результатам его практической работы. Ведь о людях судят не по словам, а по делам, которые многим очень известны. Все это в совокупности позволяет составить объективное мнение о кандидате и сделать правильный выбор о его будущем. Главное здесь - объективность, достаточность информации, непредвзятость, что особенно важно при подборе кандидатов на руководящие должности. При подборе последних, кроме уточнения справочно-библиографических данных, выявляются способности работать в условиях перехода к рыночной экономике, расширения связей со странами СНГ, умения использовать новые методы управления. Важно определить и то, как кандидат знает законодательство в соответствующих областях будущей деятельности.

Сейчас в государственном аппарате желательно иметь руководителей - специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узкопрофилированных специалистов, хотя и они конечно нужны. Подбирая молодых, перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующим образованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои и организаторские специальности, не менее важны, чем знание специфики той или иной сферы государственного управления.

В наше время, когда субъекты Федерации самостоятельно организуют государственную гражданскую  службу, важно иметь с ними тесные контакты для выявления кандидатов, которые достойны выдвижения на федеральный  уровень государственной гражданской службы.

Информация о работе Понятие, система и принципы государственной службы