Понятие, система и принципы государственной службы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:43, курсовая работа
Описание
Цель данной работы - показать роль государственной службы, в управлении таким сложным механизмом как государство, через государственные органы, обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана, выявить слабые и сильные стороны принятых законов. Задачи -проанализировать проблемы функционирования государственной службы, раскрыть проблемы поступления, прохождения и прекращения государственной службы.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….2 Глава 1. Правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации 1.1 История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации ……………………………………………………….4 1.2.Понятие, система и принципы государственной службы ……………...8 1.3. Классификация государственных служащих …………………………12 Глава 2.Условия прохождения государственной службы 2.1 Поступление на государственную службу и способы замещения должностей …………………………………………………………………...15 2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих…………………………………………………18 2.3.Прохождение, прекращение и гарантии государственной службы ….21 Заключение.…………………………………………………………………..28 Список использованной литературы ………………………………………30
При подборе
кандидатов на должности федеральных
органов исполнительной власти должны
также соблюдаться требования постановления
Правительства РФ от 12 августа 2000г.
«О взаимосвязи Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти с
полномочными представителями Президента
Российской Федерации в федеральных округах
и схеме размещения территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти».
Собрание законодательства РФ. 2000. №34.
Ст. 3473 Постановление предусматривает,
что руководители федеральных органов
исполнительной власти обязаны согласовать
с полномочными представителями в установленном
законодательством РФ порядке кандидатуры
для назначения на должности федеральных
государственных служащих и на иные должности
в пределах федеральных округов, если
назначение на эти должности осуществляется
Президентом, Правительством или федеральными
органами исполнительной власти.
2.2 Подготовка, переподготовка
и повышение квалификации государственных
служащих
Законом о
системе государственной службы
Российской Федерации определено, что
подготовка граждан для прохождения
государственной службы осуществляется
в формах, установленных федеральными
законами и иными нормативно правовыми
актами Российской Федерации.
Такими формами являются:
1. Обязательная
и добровольная подготовка граждан
к военной службе
2. Первоначальная
подготовка лиц, впервые принимаемых
на должности, замещаемые сотрудниками
правоохранительной службы
3. Профессиональная
подготовка кадров в образовательных учреждениях профессионального
высшего и среднего профессионального
образования
4. Послевузовское
профессиональное образование
5. Дополнительное
профессиональное образование
Подготовка
граждан к государственной службе
заключается в обучении их знаниям, навыкам и умениям, необходимым
для исполнения должностных обязанностей
по замещаемым должностям государственной
службы. Для формирования кадрового состава
государственной службы особо важное
значение имеет профессиональная подготовка
граждан в образовательных учреждениях
профессионального высшего и среднего
профессионального образования.
Текущая и
перспективная потребность в
государственных служащих обусловлена
соответствующей структурой государственных
органов, степенью и качеством укомплектованности должностей государственной
службы, а также возможными изменениями
в составе государственных служащих по
разным причинам (смерть, замена не соответствующих
занимаемым должностям, прекращение государственной
службы).
Система образовательных
учреждений, которые готовят кадры для замещения
должностей гражданской службы, весьма
разветвленная. Это и Российская Академия
государственной службы при Президенте,
и Государственный университет - Высшая
школа Экономики, и Академия народного
хозяйства при Правительстве, и Финансовая
академия при Правительстве, и Государственный
университет управления, а также десятки
других институтов и университетов различного
профиля.
Согласно
Закону о государственной гражданской
службе РФ заключение договора на обучение
между федеральным государственным органом
и гражданином с обязательством последующего
прохождения гражданской службы в течение
определенного срока осуществляется на
конкурсной основе в порядке, установленном
указом Президента, постановлением Правительства.
Система военного образования предназначена
для обеспечения потребностей Вооруженных
Сил и других войск в офицерах, уровень
подготовки которых соответствует государственным
или специальным требованиям федеральных
органов исполнительной власти, где предусмотрена
военная служба.
Основным
элементом системы военного образования
в РФ являются военные вузы. Руководство
по организации работы высшего военно-учебного
заведения Министерства обороны
РФ утверждено приказом Министра от 12
марта 2003г. Российская газета. 2003. 12 апреля
Профессиональные
кадры для государственной правоохранительной
службы готовят учреждения профессионального
высшего и среднего профессионального
образования федеральных правоохранительных
органов, которые создаются, реорганизуются
и ликвидируются Правительством. Типовое положение об
образовательном учреждении федерального
правоохранительного органа утверждается
Правительством. Порядок организации
профессиональной подготовки сотрудников
правоохранительной службы определяется
руководителем соответствующего правоохранительного
органа.
Профессиональная
подготовка, повышение квалификации
и стажировка государственных служащих
осуществляется в соответствии с
федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации и иными
нормативно правовыми актами. Эти
виды дополнительного профессионального
образования осуществляются в течение
всего периода прохождения ими государственной
службы.
Законом о
государственной гражданской службе
РФ установлено важное правило: повышение
квалификации государственного гражданского
служащего осуществляется по
мере необходимости, но не реже одного
раза в 3 года.
Профессиональная
переподготовка и повышение квалификации
гражданского служащего осуществляется
в имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях профессионального высшего и среднего профессионального
образования, а стажировка непосредственно
в государственных органах и иных организациях.
Дополнительное профессиональное образование
гражданский служащий может получить
и за пределами территории РФ.
Порядок переподготовки и повышения квалификации
военнослужащих и сотрудников правоохранительной
службы определен соответствующими нормативными
правовыми актами.
Повышение квалификации
служащего правоохранительной службы
осуществляется не реже одного раза в
3 года.
Вид, форма и продолжительность дополнительного
профессионального образования служащего
устанавливается руководителем уполномоченного
государственного органа в порядке, определяемом
Президентом.
Служащему, обучающемуся
в образовательных учреждениях
по заочной и вечерней формам обучения, предоставляются
социальные гарантии, установленные законодательством
РФ.
Профессиональная
переподготовка, повышение квалификации
и стажировка государственных служащих
осуществляется на основе государственного
заказа. Рекомендации по применению государственного
заказа были разработаны учеными Российской
академии государственной службы при
Президенте совместно с представителями
президентских структур и Правительства
еще в 1995г.
Государственный заказ на
подготовку кадров для правоохранительной
службы на очередной год включает в себя:
1) Заказ, на
обучение специалистов по программам
среднего и высшего образования
в соответствии с квалификационными
требованиями по должностям правоохранительной
службы;
2) Заказ на
профессиональную переподготовку служащих;
3) Заказ на
повышение квалификации и стажировку
служащих
Размещение
государственного заказа осуществляется
государственным органом, в котором
предусмотрена правоохранительная
служба, на конкурсной основе в образовательных
учреждениях профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию
и соответствующую лицензию, с учетом
функций государственного органа и квалификационных
требований по замещаемым в нем должностям.
Согласно Закону от 27 июля 2004г. о государственной
гражданской службе Собрание законодательства
РФ 2004. № 31. Ст. 3215 размещение государственного
заказа осуществляется государственными
органами по согласованию с соответствующим
органом по управлению государственной
службой с учетом функций государственных
органов и их специализации, а так же с
учетом профессионального образования
по должностям гражданской службы, замещаемым
в этих государственных органах.
Государственный
заказ на профессиональную переподготовку,
повышение квалификации и стажировку
федеральных государственных служащих, включая
его реализацию, объем и структуру, утверждается
Правительством после вступления в силу
Федерального закона о федеральном бюджете
на соответствующий год, а государственный
заказ субъекта Федерации - законом или
иным нормативно правовым актом субъекта
Федерации с учетом изложенных выше положений.
Например, государственный
заказ на профессиональную переподготовку
и повышение квалификации государственных
служащих федеральных органов исполнительной
власти на 2005г. был утвержден постановлением Правительства
РФ от 27 апреля 2005г. Собрание законодательства
РФ 2005. №18. Ст. 1687 Контроль за ходом реализации
государственного заказа возложен на
Министерство здравоохранения и социального
развития РФ. В этом государственном заказе
указаны наименования 69 заказчиков (федеральных
министерств, федеральных служб, федеральных
агентств) и определены для каждого из
них число государственных служащих, подлежащих
обучению по программам профессиональной
переподготовки и отдельно по программам
повышения квалификации, а также объем
средств федерального бюджета, выделяемых
на обучение.
Новшеством
в системе военного образования
является то, что приказом министра
обороны РФ от 17 февраля 2004г. утверждено
положение о порядке осуществления
военным образовательным учреждением профессионального
высшего образования Министерства обороны
РФ платной деятельности в области образования
и других областях. Российская газета.
2004. 16 марта Видами платной деятельности
являются: обучение по дополнительным
образовательным программам; преподавание
специальных курсов и циклов дисциплин;
репетиторство; занятия по углубленному
изучению предметов; подготовка и переподготовка
специалистов соответствующего уровня
образования. Положением определены цели,
порядок организации и ведении вузом платной
деятельности, расходования полученных
денежных средств и контроля за осуществлением
такой деятельности.
2.3.Прохождение, прекращение
и гарантии государственной службы
Прохождение
государственной службы включает в
себя назначение на должность, присвоение классного
чина, дипломатического ранга воинского
или специального звания, аттестацию или
квалификационный экзамен, а также другие
обстоятельства (события) в соответствии
с Законом о системе государственной службы
Российской Федерации, законами о видах
государственной службы Российской Федерации
и ее субъектов и иными нормативно правовыми
актами (например, присуждение ученой
степени, присвоение ученого звания, с
чем действующее законодательство связывает
определенные права, льготы и преимущества).
Основания прекращения государственной
службы, в том числе увольнение в запас
или отставку, устанавливается федеральными
законами о видах государственной службы.
Прохождение службы каждым государственным
служащим документируется в его личном
деле и отражает индивидуальный жизненный
путь с момента назначения впервые на
должность государственной службы и заканчивая
увольнением со службы.
При поступлении
на государственную службу гражданин
представляет требуемые документы
о себе (об образовании, состоянии здоровья и др.). Сведения
о подавшем заявлении подлежат проверке
в установленном порядке.
Замещение конкретной
должности государственной службы,
как на конкурсной, так и на бесконкурсной
основе подлежит юридическому оформлению.
Оно заключается:
1. В оформлении и заключении служебного
контракта
2. Издание
акта о назначении гражданина
(государственного служащего) на
указанную должность.
Решение конкурсной
комиссии является основанием для издания
акта о назначении претендента либо
отказа ему в назначении на вакантную должность государственной
службы. Актами о назначении на должность
могут быть приказ по государственному
органу, распоряжение или иной акт руководителя
органа или аппарата соответствующего
органа. В приказе (ином акте) обычно указываются
фамилия, имя, отчество назначаемого, наименование
должности и государственного органа
(структурного подразделения), куда он
назначен, основание для назначения, день,
с которого он приступает к исполнению
своих должностных обязанностей, и оклад;
в некоторых случаях возможно указание
и иных сведений; указывается также о заключении
служебного контракта.
Правовое
значение акта о назначении на должность
состоит в том, что он является
юридическим фактом, порождающим
государственно-служебные отношения
между сторонами, подписавшими контракт. С момента
подписания акта о назначении на должность
и вступления гражданина в должность на
него распространяются общие права и обязанности
государственного служащего, а также конкретные
должностные права и обязанности, предусмотренные
соответствующим положением о государственном
органе или должностным (служебным) регламентом.
При издании
акта государственного органа о назначении
на должность государственной службы
и заключении служебного контракта
соглашением сторон может быть обусловлено испытание государственного
служащего в целях проверки его соответствия
замещаемой должности. Условие об испытании
должно быть указано в акте государственного
органа о назначении на должность государственной
службы и служебном контракте. Отсутствие
такого условия в этих документах означает,
что гражданин принят на государственную
службу без испытания. В период испытания
на него распространяются положения действующих
нормативно правовых актов о государственной
службе.
При замещении
должности государственной службы допускается испытание
обычно на срок от 3 до 6 месяцев для гражданина,
впервые принятого на государственную
службу. Федеральным законом о виде государственной
службы могут устанавливаться и иные сроки
испытания, а также случаи, когда испытание
вообще не проводится. Если назначение
на должности государственной службы
осуществляется Правительством, то, согласно
его постановлению от 5 июля 2000г. Собрание
законодательства РФ. 2000. Ст. 2979, трехмесячный
испытательный срок является обязательным.