Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:30, контрольная работа

Описание

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие и признаки правового государства…………………………………..4
2.Система разделения властей в правовом государстве………………………..7
3.Верховенство правового закона………………………………………………10
4.Права и свободы человека в правовом государстве…………………………13
5.Взаимные обязанность и ответственность личности и государства....…….17
6.Социальная и юридическая защищённость личности………………………20
7.Практика становления правового государства………………………………21
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки правового государства.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

План:

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Понятие и признаки правового  государства…………………………………..4

2.Система разделения властей  в правовом государстве………………………..7

3.Верховенство правового закона………………………………………………10

4.Права и свободы человека  в правовом государстве…………………………13

5.Взаимные обязанность и ответственность  личности и государства....…….17

6.Социальная и юридическая защищённость личности………………………20

7.Практика становления правового государства………………………………21

Заключение………………………………………………………………………23

Литература……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Правовое государство, как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю.

Представление о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития  человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась  справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворявшей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех.

Государственно—правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители  Г.Гроций,  Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций  своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились  во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель так—же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политико—правовой  мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева. После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности. В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство...”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятия и признаки правового государства.

В основе современных  концепций правового государства  лежат идеи немецкого философа Канта (1724—1804), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689—1755) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв., таких как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепции правового  государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Суть государства правового по мнению Монтескье — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Г. Гегель подчеркивал, что «хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его».

Основой правового строя  служит развитое гражданское общество. Гражданское общество — система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство — лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», т. е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Правовое государство  — это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Это демократическое государство, где обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство  — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.       Признаки правового государства:

•  Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

• Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

•   Взаимная ответственность  личности и государства.

• Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

•   Политический и  идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном функционировании различных  партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

• Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу  дополнительных факторов и условий  становления правового государства можно отнести следующие:

— преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

— выработка высокой политико-правовой грамотности;

— появление действенной способности противостоять произволу;

— разграничение партийных и государственных функций;

— установление парламентской системы управления государством;

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определенных границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

 

 

2.Система разделения властей.

 Важный элемент правового государства помимо господства права — разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители — Платон, Аристотель и др. высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн (1614-1657). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделял отдельно судебную власть, а разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.

Свое дальнейшее развитие теория разделения властей  получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную.

Жесткие рамки  абсолютной монархии в России не способствовали теоретическому восприятию и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения властей, вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности «делимости» государственной власти, ограничиваясь лишь распределением функций государственной власти.

В настоящее  время единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральный  парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты Федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального Собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях — и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек  и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство назначенным им с согласия Федерального парламента Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует Правительство РФ. Структура, состав и компетенция Правительства определяются федеральным законом. Судебная система правосудия — третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом — важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но ни законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда. В этой связи самым главным является обеспечение реальной независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Судьи должны назначаться вышестоящими органами власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов. Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации — высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью высших судов, краев, областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом.

Информация о работе Понятия и признаки правового государства