Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:30, контрольная работа

Описание

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие и признаки правового государства…………………………………..4
2.Система разделения властей в правовом государстве………………………..7
3.Верховенство правового закона………………………………………………10
4.Права и свободы человека в правовом государстве…………………………13
5.Взаимные обязанность и ответственность личности и государства....…….17
6.Социальная и юридическая защищённость личности………………………20
7.Практика становления правового государства………………………………21
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки правового государства.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Взаимная ответственность  государства и личности выражается в одинаковом юридическом подходе  к ответственности государства  перед личностью и наоборот. Применение принудительных мер должно соответствовать не только тяжести совершенного правонарушения, но и процессуальным требованиям, которые выступают основными гарантиями реализации прав государства или личности.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признаётся и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, Конституция  РФ (ст. 46) предоставляет возможность  обращения в международные органы по правам человека, важно, что подобный механизм уже работает. Согласно Федеральному закону «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30 марта 1998 года (№ 54 ФЗ), Российская Федерация, в соответствии со статьей 25 Конвенции, «признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц». Рассматривая проблему соотношения прав личности и государства, необходимо учитывать, что государство, в конечном счете, является способом и формой организации общества. Следовательно, источником права в материальном смысле является общество, а не государство, определяющее лишь границы права, но не его основания. В современных условиях возрастает значение информативности закона, являющегося коммуникативным средством взаимодействия государства и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Социальная защита личности.

Социальная защита—система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты.

а) Государственные формы:

-Доступное здравоохранение

-Льготы

-Доступное образование

-Пенсионное обеспечение (Пенсия)

-Система социального  обслуживания и предоставления  социальных услуг

-Меры социальной поддержки

б) Негосударственные  формы:

-Добровольное социальное  страхование

-Благотворительность

-Частные системы здравоохранения  и др.

Социальная защита в России.

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения  и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

-Пенсионный фонд Российской  Федерации

-Фонд социального  страхования Российской Федерации

-Фонд обязательного  медицинского страхования.

 

7. Практика становления правового государства в России.

На протяжении 70 лет  принцип правового государства  отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией  стоит цель - построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится, очевидно, что  невозможно построить правовое государство  без решения продовольственной  и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности многих граждан.

Реальные демократические  преобразования в праве  начались  со  второй половины 80-х годов  в годы перестройки,  особенно после  поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека -главная обязанность государственной власти. В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. 

В целом можно говорить о том, что в России в 90-е гг. появились, формальные предпосылки  для движения к правовому государству. К этим предпосылкам относятся элементы демократического политического пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической науки, гласность, свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан».

В России на протяжении длительного  времени отсутствовало понятие  права. Поэтому сейчас, когда говорят  о правовом государстве, имеют в  виду не одно и тоже. Для кого-то это  анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Россия на сегодняшний  день считается правовым государством, что закреплено в статье 1 Конституции  РФ. Под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия.” Если следовать этому определению, то Россия не может являться правовым государством, так как на данный момент Россия является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.

Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами —неотъемлемая  черта демократического государства. Что не возможно сказать о нашей  стране. Чиновники стоящие у власти пользуются своим положением в собственных интересах, не задумываясь о проблемах общества, а если задумываются, то только формально—на бумаге, для отчётности.

Подлинное же правовое демократическое  государство означает, что граждане должны воспринимать себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными делами, должны научиться управлять «слугой-государством», усиливать его позитивные качества и снижать негативные. Правовое государство—это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

Россия в современный  период находится в состоянии  кризиса, что обостряет те трудности  и препятствия, которые стоят  на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека.

Коррупция, рост преступности, зависимая судебная система, поручительство, использование служебного положения  в собственных интересах, этот список продолжать можно долго, всё это разобщает народ и государство—власть. 

Бывший Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  С.А. Ковалев в своем докладе  о процессе формирования правового  государства в России сказал следующее: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по—прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти. Россия никогда не станет ни правовой, ни демократической, если власть по—прежнему останется неким таинством, а не понятным для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

В правовом государстве  власть рассматривается как сила, стоящая «на службе у права» (Ж. Бюрдо), которая нужна, прежде всего для того, чтобы обеспечить действие законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. На этих основах и решаются многие проблемы. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, как известно, «указное право», что в конечном счете обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика.

«Несправедливое» поведение  нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей, «платят государству той же монетой»: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, как общегосударственных, так и региональных (а какой смысл—придёт другой, чтобы воровать, а не служить народу), уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд на общественном транспорте и т.д. и т.п.

Реалии сегодняшнего развития общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства.

Для создания правового  государства нужны соответствующие  условия и первое из них—независимый  ни от чего либо суд, более строгая  законодательная система, особенно в отношении власть имущих, в чьих руках сосредоточенны большие возможности, «рыба гниёт с головы»,  то же самое происходит и с нашим государством, отступление от законов в верхах порождает такое же отношение и в народе, применимость законов ко всем без исключения в независимости от рангов и количества денег на счету, соблюдение законов—вот основной путь к становлению правового государства и пока закон обходят, то ни о каком правовом государстве разговора быть не может.

 

БЮРОКРАТ, 1) лицо, принадлежащее  к бюрократии. 2) Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик. (Большой энциклопедический словарь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений сред.                                                                                                                                                                             проф. образования.-М.:ФОРУМ, 2005г.
  2. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов/Под ред. проф. Смоленского М.Б. Изд.2-е. Изд. центр «МарТ», 2004г.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособ., 2-е изд.-М.:Проспект, 2010г.
  4. Кудинов О.А. Правоведение (основы права): Учебное пособие.-М.: «Ось-89», 2005г.
  5. Tarefer.ru.
  6. Erudition.ru.
  7. Polbu.ru.

 




Информация о работе Понятия и признаки правового государства