Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:30, контрольная работа
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие и признаки правового государства…………………………………..4
2.Система разделения властей в правовом государстве………………………..7
3.Верховенство правового закона………………………………………………10
4.Права и свободы человека в правовом государстве…………………………13
5.Взаимные обязанность и ответственность личности и государства....…….17
6.Социальная и юридическая защищённость личности………………………20
7.Практика становления правового государства………………………………21
Заключение………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………….26
Суд должен быть сдерживающим фактором против нарушений права и конституции не только со стороны исполнителя, но и со стороны законодателя. Для этого необходим конституционный суд. Он обеспечивает конституционность законов, т.е. верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя.
Из вышесказанного следует вывод, что принцип Разделение властей необходим для обеспечения процесса нормального функционирования государства, в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.
Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами.
3.Верховенство правового закона.
Все граждане правового государства должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права (закона)
в обществе как главный принцип
правового государства
Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.
Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.
Отступление от конституции,
пренебрежение к закону создают
удобную атмосферу для
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Ст. 15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
Верховенство права в Российской Федерации один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство, которое имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.
Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и др.
Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам: реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2), федерального устройства государства; общим принципам организации представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента.
Верховенство закона и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
4.Права и свободы человека в правовом государстве.
Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение.
Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом.
В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности.
Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.
Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата. Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.
Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.
Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, является ли он гражданином данного государства, иностранным гражданином либо лицом без гражданства (апатридом).
В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.
Гражданские (личны) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а следовательно, на защиту государства], равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки и другие права.
К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непременным условием их обладания является наличие гражданства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений и иные права.
Экономические права граждан - это узаконенные возможности человека свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления. К этой группе прав относятся: право быть собственником, право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд, право на отдых и другие права
Социальные права граждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения]; право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.
Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.], право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.
Права человека являются одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. О том, какими правами должен обладать каждый человек на Земле, говорится в специальном документе - Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается в мире как День прав человека.
Декларация заложила основу современного международного права в области прав и свобод человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности человека, и содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав. В Декларации также сформулирован ряд условий и требований к осуществлению провозглашенных в ней прав.
Всеобщая декларация прав человека была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она имеет лишь рекомендательный характер. Однако провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека основные права и свободы в настоящее время рассматриваются подавляющим большинством государств мира в качестве юридически обязательных. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ, включают в себя целый ряд его положений. Не является исключением и Конституция РФ. Закрепленные в ней права, свободы и обязанности являются основными, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.
5.Взаимные обязанности личности и государства.
Взаимные права и
обязанности государства и
Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные.
К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:
а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:
а) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, -обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
в) за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.
Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, защиту от антисоциальных элементов, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это не свобода делать то, что хочется, а свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “тезис” — я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие. “...Где нет принципа формального равенства, там нет и права как такового,” а где нет права, там не может существовать и правовое государство.
Информация о работе Понятия и признаки правового государства