Порядок внесения изменений и дополнений в конституцию РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..



1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....




5







5

1.2 Порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................

9

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…

13
ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………


3.1 Международная практика проведения референдумов..
3.2 Понятие и виды референдумов…………………………..
3.3 Референдум как гарант сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь…….. 21



21



23





24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………… 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая конституция.docx

— 66.49 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..

3

ГЛАВА 1

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..

 

1.1 Правовая характеристика  Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....

 

 

5

 

 

 

5

 

1.2 Порядок принятия Конституции  Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................

 

9

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЙ  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…

 

13

ГЛАВА 3

ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………

 

3.1 Международная практика  проведения референдумов..

3.2 Понятие и виды референдумов…………………………..

3.3 Референдум как гарант  сохранения и укрепления политической  стабильности в Республике Беларусь……..

21

 

21

 

23

 

 

24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………

34

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

35


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практически во всех современных  государствах (независимо от формы  государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.

Современную Конституцию  можно охарактеризовать следующим  образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового  регулирования качественных общественных связей и отношений государственной  власти. Она - первое необходимое условие  и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную  систему его иные свойства.

В условиях разнообразия мнений по поводу исторической ценности Конституции, разразившейся полемики о необходимости  критического подхода к анализу  ее норм, на задний план отходит тот  факт, что конституция является следствием произошедших в стране социально-экономических  и политических перемен. Следовательно, даже исходя только из этого положения можно утверждать, что любая Конституция является историческим памятником своего времени, о чем свидетельствует немаловажная роль в формировании общественного мнения о стране по положениям конституции

Целью исследования является исследование основных этапов принятия Конституции Республики Беларусь.

Из цели исследования вытекают следующие задачи:

  • дать правовую характеристику Конституций 1919, 1927, 1937 
    и 1978 гг.;
  • исследовать порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
  • сделать правовой анализ основных положений Конституции Республики Беларусь 1994 г.;
  • исследовать международную практику проведения референдумов;

  • изучить понятие и виды референдумов.

 Предметом исследования курсовой рабоы являются теоретические положения, высказанные различными учеными и юристами.

Методами, использованными  при проведении исследования, являются: диалектический, логический, сравнительный, метод анализа.

 

ГЛАВА 1

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 
и 1978 гг.

 

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана  с историей советского общества и  государства, прошедших в своем  развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между  классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении  компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР [9, с. 183].

В течение советского периода  времени в Беларуси было принято  четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций имели  свои характерные особенности, о  чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд  общих моментов. В частности, они  носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция  юридически закрепила образование  БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося  и эксплуатируемого народа и трех разделов. В  ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Белорусская Конституция  восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций  БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Некоторые положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Однако в целом Конституция  БССР 1919 года характеризуется как  Конституция революционного типа, принимаемая  в результате насильственного изменения  общественного и государственного строя и отвергающая все прежние  правовые установления, существовавшие до революции.

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование  к этому времени СССР (30 декабря 1922г.). 31 января 1924 года была принята  первая союзная Конституция, явившаяся  основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих  Основных Законов.

Конституция 1927 года в значительной степени сохранила черты преемственности  Конституции БССР 1919 г. Она провозглашала республику государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. «Не трудящиеся» лишались избирательного права, им запрещалось участвовать и проводить общественные массовые мероприятия. Почетное право защищать революцию имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных  органов власти и управления. В  последующем в Конституцию вносились  лишь частичные незначительные изменения.

К середине 30-х годов в СССР были построены т.н. основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататорских классов и невозможности реставрации капитализма. Наступивший новый этап в развитии общества предполагал необходимость и конституционных изменений. Текст новой Конституции СССР был подготовлен конституционной комиссией во главе со Сталиным И.В., после чего она была опубликована для всенародного обсуждения (что было сделано впервые), которое продолжалось более 5-ти месяцев. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как «сталинская».

Вскоре, 19 февраля 1937 года была принята и новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано  на VII чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров (в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и т.н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

Вместе с тем, многие положения  Конституции только декларировались  и на практике не реализовывались, в  особенности это относится к  политическим правам граждан. Например, в ней провозглашались свобода  печати, собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций. Однако на самом деле все это серьезно наказывалось, вплоть до ареста и смертной казни  – если участники соответствующих  мероприятий в чем-то проявляли  недовольство и их мнения расходились  с установками правящего  
режима [5, с. 68].

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом  БССР 14 апреля 1978 года. К этому времени  в 1977 году была принята очередная (и  последняя) Конституция СССР, в которой  было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического  общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли  отражение и в Конституции  БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной  и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые  закреплялось положение о том, что  наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение. Конституция впервые  утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что  ее принимает и провозглашает  народ БССР. В Конституции впервые  содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

Конституции БССР 1978 года был  присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной  силы в обществе и государстве  сохранялась компартия, органы государственной  власти были по существу ее придатком. В 1989-90гг. в Конституцию были внесены  ряд серьезных изменений, направленных на ее демократизацию. В частности, эти изменения коснулись порядка  организации и деятельности Советов  депутатов, в т.ч. Верховного Совета и его Президиума, ликвидирована монополия компартии. Однако эти изменения уже не могли повлиять и остановить нараставшие в стране процессы, в результате которых СССР вскоре прекратил свое существование. А вместе с этим прекратили свое действие и Конституции как Союза, так и входивших в его состав республик.

90-е годы остро назрела  проблема принятия новой Конституции,  базирующейся на общечеловеческих  ценностях, опыте конституционного  строительства стран с устойчивым  развитием. История подготовки  проекта новой Конституции интересна  и весьма поучительна.

 

1.2 Порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г.

 

22 июня 1990 г. Верховный  Совет Республики Беларусь принял  решение об образовании Конституционной  комиссии, 5 полный состав которой был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После их подготовки на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Он был готов уже к середине 1991 г. Впервые рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета в ноябре 1991 г. Проект был одобрен в первом чтении, было принято решение о его опубликовании в печати для народного обсуждения (всего выступило 18 депутатов, лишь один высказался против опубликования проекта для народного обсуждения, полагая, что это преждевременно). Обсуждение проекта было достаточно острым.

Информация о работе Порядок внесения изменений и дополнений в конституцию РБ