Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………..
1.1 Правовая характеристика Конституций 1919, 1927, 1937 и 1978 гг…………………………………………….....
5
5
1.2 Порядок принятия Конституции Республики Беларусь 1994 г. …………………………………………...................
9
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 Г…
13
ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………………
3.1 Международная практика проведения референдумов..
3.2 Понятие и виды референдумов…………………………..
3.3 Референдум как гарант сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь…….. 21
21
23
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………… 35
Конституция Республики Беларусь
1994 года точно также представляет
собой синтез всего лучшего, что
накоплено многовековой историей белорусской
государственности. Новая Конституция,
как сказано в ее преамбуле, принимается
от имени народа, исходя из ответственности
за настоящее и будущее Беларуси,
с осознанием себя полноправным субъектом
мирового сообщества. При этом ставятся
такие гуманные цели, как: стремление
утвердить права и свободы
каждого гражданина Республики Беларусь,
обеспечить гражданское согласие, незыблемые
устои народовластия и
Конституция 1994 года вобрала
в себя все лучшее, что было наработано
теорией и практикой
Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:
Учрежден новый
Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. На практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции.
Теперь, в силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента – Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума) [8].
Законы о внесении в
Конституцию изменений и
Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
В заключение вопроса следует отметить, что Конституция Республики Беларусь (как, впрочем, и большинства стран мира) не случайно устанавливает усложненный порядок внесения в нее изменений и дополнений (является «жесткой»), поскольку это требует серьезного обоснования. Поэтому, прежде чем вторгаться в конституцию, следует все тщательно и многократно взвесить и обдумать.
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Широко используемый во всех европейских странах референдум имеет довольно глубокие корни. Он находил свое проявление еще в плебисцитах Римской республики. Здесь же можно упомянуть вечевые собрания Пскова, Новгорода, Киева, на которых всеобщим голосованием принимались решения по наиболее важным проблемам.
Имеются и более современные формы, которые появились в средние века. Как отмечают исследователи, впервые референдум был проведен в Швейцарии в кантоне Берн в 1439 г. при решении вопроса о финансовом положении.
С тех пор референдумы
прочно вошли в политическую жизнь
многих государств. Только в Швеции
с 1800 года было проведено более 300 референдумов.
В США народным голосованием принято
более 130 решений об утверждении
новых конституций и свыше
двух тысяч поправок и дополнений
в действующие конституции
Экскурс в историю XX века дает возможность назвать многочисленные примеры прямого волеизъявления народов по вопросам государственного развития.
В последнее время были проведены многочисленные референдумы в Швейцарии, Италии, Великобритании и других странах. Их количество значительно возросло в 90-е годы ушедшего столетия[7, с. 83].
Референдумы проводились неоднократно и на просторах бывшего СССР. 17 марта 1991 года на референдум выносился вопрос о дальнейшей судьбе Советского Союза. Проводились референдумы и в Российской Федерации: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента; 25 апреля 1993 года – о доверии Президенту, одобрении проводимой им социально-экономической политики, о досрочных выборах; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции Российской Федерации.
Во многих европейских государствах референдумы проводились по поводу принятия конституций, развития и углубления европейской интеграции. Конституции путем народного голосования принимались в переломные моменты во многих странах: Франции, России, Эстонии, Казахстане, Румынии, Таджикистане, восточных землях объединенной Германии, Польше.
Всенародные голосования стали наиболее частым явлением в политической жизни европейских стран, государств СНГ.
Эффективность совета с народом
можно проиллюстрировать
Можно упомянуть и прошедший в 2004 г. в Венесуэле референдум о поддержке Президента Чавеса. Народное волеизъявление в очередной раз показало несостоятельность притязаний противников президентского курса.
В конституции ряда зарубежных государств еще в начале века были включены положения, в соответствии с которыми можно было проводить референдумы, причем инициатива могла исходить как от государственных органов, так и от избирателей, – это конституции Германии 1919 г. (статьи 43, 73–76), Австрии 1920 г. (статьи 41, 43–46 и 60), Чехословакии 1920 г. (§46), Греции 1927 г. (статья 125) и другие.
Особенностью референдумов является не только то, что они, помимо утверждения или отклонения законопроектов, т.е. традиционного их назначения, еще стали рассматриваться и как средство арбитража в конфликте между различными органами власти, как это имело место по Веймарской Конституции Германии.
После 1945 года "отцы" западногерманской
Конституции предусмотрели
Существует различная практика проведения референдумов. Например, Швейцария, которая считается родиной референдумов, проводит референдумы наиболее интенсивно, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном.
Референдумы прочно вошли
в политическую жизнь многих государств
мира. Только в Швеции с 1800 года было
проведено более 300 референдумов. В
США народным голосованием принято
более 130 решений об утверждении
новых конституций и свыше
двух тысяч поправок и дополнений
в действующие конституции
Конституции путем народного
голосования принимались в
Референдум, как и выборы,
основывается на принципах всеобщего,
равного и прямого
Народные голосования,
проводимые по вопросам, указанным
в Конституции именуются обязат
Решения, принятые
в порядке обязательного
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
В соответствии со ст.3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Референдум является высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (ст. 111 Избирательного кодекса). Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии.
В отечественной практике впервые на конституционном уровне запись о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование – референдум, появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако практики проведения референдумов у нас не было, более того, соответствующий закон о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь был принят лишь 13 июня 1991 г.
Право на референдум может
быть успешно реализовано лишь при
законодательном закреплении
Согласно статье 140 Конституции
Республики Беларусь, ее изменения
и дополнения могут быть проведены
через референдум. Решение об изменении
и дополнении Конституции путем
референдума считается
Информация о работе Порядок внесения изменений и дополнений в конституцию РБ