Порядок выборов Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Дать понятие «президент»
2. показать связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
3. рассмотреть историю развития законодательства о выборах Президента в Российской Федерации
4. Охарактеризовать основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие «президент» и развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации
§1. Понятие «президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
§2. История развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации и их краткая характеристика
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Работа состоит из  1 файл

президент.docx

— 46.22 Кб (Скачать документ)

  Согласно  принятой 12 декабря 1993 г. Конституции  РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом. Первый такой  закон – «О выборах Президента Российской Федерации» - был принят 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избирался  сроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РСФСР  назначались Съездом народных депутатов  РСФСР, теперь – Советом Федераций  Федерального Собрания. Ряд уточнений  в избирательное законодательство внес второй по счету Федеральный  закон «О выборах Президента РФ», принятый 31 декабря 1999 года. В законе были сохранены основные принципы избирательной  системы, содержащиеся в Законе 1995 года. Кроме того, в Законе содержался ряд новых положений. В Законе была предусмотрена более четкая норма о сроке полномочий Президента РФ: он вступает в должность по истечению  четырех лет со дня вступления в должность Президента избранного на предыдущих выборах. Были усилены  гарантии обеспечения равного статуса  кандидатов. Закон установил более  широкий перечень документов предоставляемых  кандидатом на должность Президента. В Центризбирком предоставлялись  сведения о размере и источниках доходов, сведений об имуществе не только кандидата, но и его ближайших  родственников.

  Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд  гарантий, в том числе материального  характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной  ответственности, арестован или  подвергнут мерам административного  взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

  В 2003 году вступил в силу третий по счету Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ» (Последние изменения внесены  Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ.)

  Он  дополнял Закон 1999 года. В нем был  уточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата политической партией  или избирательным блоком. Также  в нем было установлен день голосования  на очередных выборах Президента – второе воскресение марта. Закон 2003 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских  выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.

  Таким образом, принципиальных изменений  в выборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейших  положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса  кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий  перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также  уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах  Президента РФ.

  Согласно  поправкам, внесенным в Конституцию  Российской Федерации 30 декабря 2008 г, срок полномочий Президента Российской Федерации  продлен до 6 лет. Соответствующие  изменения естественно внесены  и в указанный Федеральный  закон (от 9 февраля 2009 г. N 3-ФЗ)

  Таким образом, начиная с 1990 г, законодательство о выборах Президента довольно динамично  развивалось. Сперва были внесены поправки в Конституцию РСФСР 1978г., далее в соответствии с поправками приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». Очередной значимой вехой стало принятие 12 декабря Конституции СССР. Все действующее законодательство было приведено в соответствие с ней. Закон «О выборах Президента РСФСР» утерял силу. В 1993 г. принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который переиздавался в 1999 г. В 2003 принята очередная ныне действующая редакция, последние изменения в которую вносились в июле 2009 г. В соответствии с изменениями от февраля 2009г срок полномочий Президента продлен до 6 лет.

  президент власть выбор законодательный

 

  Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации

  §1. Основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации и их краткая  характеристика

  Избирательный процесс в Российской Федерации  включает установленную законом  совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса - это этапы  организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются  предусмотренные законами избирательные  действия, а также избирательные  процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и  иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного  органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов  избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

  Основными стадиями избирательного процесса являются:

  ·  назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

  ·  образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

  ·  выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

  ·  предвыборная агитация;

  ·  голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

  При этом факультативными стадиями являются: в предусмотренных законом случаях  повторное голосование, повторные  выборы, выборы депутатов вместо выбывших, новые выборы. Рассмотрим основные стадии и дадим краткую характеристику каждому этапу.

  Назначение  выборов. Порядок назначения выборов Президента Российской Федерации подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Основными нормативно - правовыми актами регламентирующими процесс выборов Президента Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

  Выборы  Президента Российской Федерации назначает  уполномоченный на то орган или должностное  лицо. К уполномоченным на то органам  в соответствии с действующим  законодательством (п. "д" ч.1 ст. 102 Конституции) относятся:

  - Совет Федерации Федерального  Собрания.

  - Центральная избирательная комиссия  Российской Федерации.

  Решение о назначении выборов должно быть принято Советом Федерации не позднее чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования, кроме случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, тогда выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

  Центральная избирательная комиссия назначает  выборы Президента Российской Федерации  только в случаях:

  - Если Совет Федерации в установленные  законом сроки не назначил  выборы Президента Российской  Федерации.

  - Если Совет Федерации не назначил  досрочные выборы Президента  Российской Федерации.

  Решение о назначении выборов официально публикуется в средствах массовой информации.

  Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков  избирателей. По своему содержанию избирательные округа представляют собой разграниченные территории Российской Федерации, образованные в соответствии с нормами избирательного законодательства для организации выборов депутатов представительных органов федерального значения, депутатов местных законодательных органов либо выборных должностных лиц. Выборы Президента проходят в едином избирательном округе, включающем территорию Российской Федерации.

  Для обеспечения организации проведения голосования и подсчета голосов  образовываются специальные территориальные  организационные единицы - избирательные  участки. Их важнейшей функцией является предоставление возможности обладателям  активного избирательного права  реализовать свое право на выбор, придя в помещение избирательного участка, ознакомившись с общедоступными списками избирателей, внесение в них  необходимых изменений и дополнений в соответствии с требованиями Федерального закона об основных гарантиях. На избирательных  участках обустраиваются специальные  места для голосования, выдаются избирательные бюллетени, бюллетени  для голосования на референдуме, проводится голосование и осуществляется непосредственно общественное наблюдение за ходом выборов.

  Выдвижение  и регистрация  кандидатов. Анализ законодательства позволяет выделить два порядка выдвижения кандидатуры на пост Президента: в порядке самовыдвижения и выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком.

  Право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации имеет  каждый гражданин, достигший 35 лет и  проживающий постоянно в течение  не менее 10 лет на территории Российской Федерации.

  Далее осуществляется:

  ·  Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата

  ·  Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками

  ·  Представление избирательных документов для регистрации кандидата

  ·  Регистрация кандидата

  Сбор  подписей избирателей в поддержку  выдвижения кандидата. Избирательное  объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

  Представление избирательных документов для регистрации  кандидата. В Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации в  срок от 80 до 45 дней до дня голосования  предоставляются документы для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации. Срок подачи документов истекает в 18 часов по московскому времени 45 дня до дня голосования.

  Проверка  достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими  партиями, избирательными блоками. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации должна проверить соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата: соблюдение порядка сбора подписей, соблюдение порядка оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими кандидатов.

  Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные  листы и иные принятые в соответствии с Федеральным законом документы  в течение 10 дней со дня их приема.

  О результатах проверки подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока извещаются не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться  вопрос о регистрации кандидата.

  Регистрация кандидата. В течение 10 дней с момента принятия документов, необходимых для регистрации кандидата на пост Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:

  - о регистрации кандидата. В  этом случае каждому зарегистрированному  кандидату выдается удостоверение  о регистрации с указанием  даты регистрации и сведения  о зарегистрированных кандидатах  в течение 48 часов после регистрации  передаются в средства массовой  информации.

Информация о работе Порядок выборов Президента Российской Федерации