Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Дать понятие «президент»
2. показать связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
3. рассмотреть историю развития законодательства о выборах Президента в Российской Федерации
4. Охарактеризовать основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации
Введение
Глава 1. Понятие «президент» и развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации
§1. Понятие «президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
§2. История развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
§1. Основные стадии процесса выборов президента Российской Федерации и их краткая характеристика
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей
Раскрыть
место Президента Российской Федерации
в системе органов
Одна из главных идей Дж. Локка заключается в том, что человек – материальное по своей природе существо, подвластное личным чувствам, руководствующееся, прежде всего, стремлением к удовольствию и желанием избежать боли. Поэтому слабость человеческой природы проявляется в подверженности искушениям, склонности «цепляться за власть». Лица, «которые обладают властью создавать законы, могут также, по мнению английского философа, захотеть сосредоточить в своих руках и право на их исполнение и не подчиняться созданным ими законам». Ключом к пониманию соотношения властей в государстве является мысль Локка о верховенстве законодательной власти, которая становится «священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило» .
Наиболее подробную разработку теория разделения властей получила в работах Ш.Л. Монтескье. В рамках своего учения Ш. Монтескье выделял в каждом государстве три ветви власти:
1) законодательная;
2) исполнительная, по отношению к делам, определяемым международным правом;
3) исполнительная в отношении того, что определяется гражданским правом.
Необходимо заметить, что приведенная классификация автора несколько отличается от тех идей, которые уже в переработанном виде изложены в различных работах и учебных пособиях по теории государства и права. Речь идет о том, что применительно ко второй и третьей ветви власти Ш. Монтескье употреблял одинаковый термин – исполнительная власть. Но автор неизменно комментирует данную триаду властей следующим образом: в силу первой власти издаются законы; в силу второй – решаются война и мир, посылаются посольства, обеспечивается безопасность, предотвращаются нашествия; третья власть является судебной. Каково же место Президента Российской Федерации в системе разделения властей?
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне.
В
действующей Конституции
Принципиально
иной точки зрения придерживается группа
ученых, рассматривающих Президента
РФ как одного из субъектов исполнительной
власти и считающих, что он должен
быть интегрирован в исполнительную
власть. Следует упомянуть также
своеобразный взгляд на место Президента
в системе органов
Думается,
практика последних лет позволяет
говорить о становлении самостоятельной
президентской власти. От эффективного
использования полномочий Президента
зависит устойчивая работа всего
государственного механизма, и включение
четвертой ветви власти в классическую
триаду (законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти) отражает
фактическое место Президента в
системе органов
Статья
80 Конституции РФ предваряет определение
правового положения Президента
указанием, что он «является главой
государства». В части 2 этой же статьи
установлено, что Президент –
гарант Конституции, прав и свобод человека
и гражданина. Это объясняется
значением Конституции для
Особенностью
правового положения Президента
именно как главы государства
является то, что он, выполняя возложенные
на него Конституцией полномочия, инициируя
деятельность федеральных органов
государственной власти, обеспечивает
тем самым их согласованное функционирование
и взаимодействие. С этой же целью
Президент вправе использовать согласительные
процедуры, а также различные
формы контактов с органами законодательной
и исполнительной власти. Так, ему
предоставлено право
В
соответствии с Конституцией Президенту
РФ принадлежит право определять
основные направления внутренней и
внешней политики государства. Это
означает, что, с одной стороны, именно
Президенту как лицу, избранному на
свой пост избирательным корпусом страны,
принадлежит право
Содержание статьи 80 Конституции во многом предопределяет общую направленность всех последующих статей главы 4 Конституции и центральное место Президента в системе органов государственной власти, а также наличие у главы государства средств воздействия на другие органы государственной власти.
Таким образом, роль Президента, согласно Конституции РФ, выходит за рамки только главы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.
Разделение
властей как принцип построения
российской государственности объективно
предполагает наличие органа, гарантирующего
от разрыва и противостояния властей.
Действующая Конституция
Каждое государство, будь то США с ее более чем 200-летним опытом Президентуры или Конституция V республики во Франции, устанавливает и «оттачивает» институт Президента, приемлемый только для конституционного строя данного государства. Конституция Российской Федерации 1993 года – Конституция переходного периода от одной социальной системы к другой. Полномочия Президента, закрепленные в ней, являются полномочиями переходного периода. Именно этим отличается институт Президента в Российской Федерации от соответствующих институтов в других современных государствах.
Качественное
своеобразие взаимоотношений
Таким
образом, проведенное исследование
позволяет сделать следующие
выводы: действительно принцип
1)
сложности так называемого
2)
зачаточный характер
3)
наличие значительного влияния
прежней идеологии на
4)
отсутствие реального опыта
5)
президент не входит в какую-
Заключение
В процессе написания работы были решены следующие задачи: дано определение понятию «президент», рассмотрена история развития законодательства о выборах Президента, рассмотрена связь формы правления в России с институтом президентства, общие положения современного Российского законодательства о выборах Президента Российской Федерации, основные этапы проведения выборов Президента Российской Федерации и место президента в системе разделения властей.
Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:
«Президент»-
это выборный глава государства,
политический лидер, гражданин, замещающий
государственную должность
Начиная с 1990 г, законодательство о выборах Президента довольно динамично развивалось. Сперва были внесены поправки в Конституцию РСФСР 1978г., далее в соответствии с поправками приняты законы РСФСР «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». Очередной значимой вехой стало принятие 12 декабря Конституции СССР. Все действующее законодательство было приведено в соответствие с ней. Закон «О выборах Президента РСФСР» утерял силу. В 1993 г. принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который переиздавался в 1999 г. В 2003 принята очередная ныне действующая редакция, последние изменения в которую вносились в июле 2009 г. В соответствии с изменениями от февраля 2009г срок полномочий Президента продлен до 6 лет.
Выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупность стадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированы законодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов является то, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторые особенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.
Президент не входит в какую-либо ветвь власти, статус Президента РФ отражает, во-первых, традиционное понимание президента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра», обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов, гаранта конституции и государства. Также можно отметить его определяющее положение по отношению к исполнительной власти, права по ее осуществлению, его роль как фактического главы исполнительной власти.
Список
нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты:
Информация о работе Порядок выборов Президента Российской Федерации