Поведение социальных субъектов в сфере правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Право — важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право — один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды социальных субъектов 4
2. Поведение как объект правовой оценки 8
3. Особенности правомерного и противоправного поведения 14
Заключение
26
Литература
27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП.docx

— 81.74 Кб (Скачать документ)
 

      План 

     
Введение                                                         3
1. Понятие  и виды социальных субъектов 4
2. Поведение как объект правовой  оценки 8
3. Особенности  правомерного и противоправного  поведения 14
Заключение
26
Литература
27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Право — важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт  жизнедеятельности людей, их поведения  в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право —  один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает  непосредственным объектом правового  регулирования. К. Маркс, характеризуя роль поведения в правовом регулировании, подчеркивал, что помимо своих действий человек совершенно не существует для  закона, не является его объектом. Поэтому  действия человека — единственное, в силу чего он попадает под власть действующего права. Поведение людей чрезвычайно разнообразно. Оно имеет различные форму выражения, интенсивность, мотивы, цели, последствия. Но все варианты поведения выявляют определенные интересы, ориентации, идеологические позиции в системе отношений государственно-организованного общества. Именно поэтому всякое поведение выступает объектом моральной и правовой оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и виды социальных субъектов

     Вопрос  о круге лиц и организаций, которые, согласно действующему в той  или иной стране законодательству, могут быть субъектами права или  участниками правоотношений, имеет  не только теоретическое, но и практическое значение.

     Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство  признает способность быть носителями субъективных прав и юридических  обязанностей. В современной юридической  литературе понятие «субъект прав»  чаще всего используется в качестве синонима терминов «субъект» или  «участник правоотношений». В юридических  источниках конца XIX- начала XX в. понятие «субъект права» употреблялось лишь для обозначения носителя субъективных прав.

     Слово «субъект» в применении к юридическому отношению, писал Г.Ф. Шершеневич, употребляется в двояком значении. «Говорят о субъекте юридического отношения, понимая его или с активной стороны, как носителя права, или с пассивной стороны, как носителя обязанности. Чаще же говорят о субъекте права, имея ввиду только того участника юридического отношения, которому принадлежит в нем право».1 Субъектом права «называется всякий», развивал эту же мысль Е.Н. Трубецкой, кто способен иметь права, независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет.2

     Юридическое качество, или свойство, быть субъектом  права и правоотношений не возникает  само по себе. Оно не составляет, по справедливому утверждению Г.Ф. Шершеневича, «естественного свойства человека, а есть создание объективного права».3 Поэтому попытки закрепления в некоторых конституционных документах положений, вытекающих из теории естественного права, о том, что качество субъектов права- носителей основных прав и свобод человек приобретает «естественным путем», что «они принадлежат каждому от рождения», в практическом плане является не более чем весьма привлекательной, красивой декларацией.

     Ни  природа и ни общество, а только государство определяет, кто и  при каких условиях может быть субъектом права, а следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество, или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом прав. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью.

     В отечественной и зарубежной литературе считается общепризнанным, что субъектами права могут быть физические (частные) и юридические лица.

     К физическим лицам относятся все  граждане (при монархическом строе - подданные), иностранцы и лица без гражданства. В современном понимании «физическое лицо» как субъект права отождествляется, по существу, с живым человеком, обладающим правоспособностью и дееспособностью. Физическое лицо, как указывал Г.Ф. Шершеневич, «это субъект права, совпадающий с человеком».4

     Различие  разных субъектов правоотношений среди  физических лиц имеет большой  социальный, практический смысл. Те или  иные категории этих субъектов могут  иметь разные по объему и содержанию правомочия и нести разные обязанности. Например, иностранные граждане имеют в имущественном обороте, как правило. Равные права с гражданами того или иного государства, но политические права (избирательное право, служба в армии) у них разные. В современной России есть и иные ограничения прав иностранных граждан. Так, иностранный гражданин не вправе учреждать газету. Определенные ограничения установлены и для лиц без гражданства. Институт гражданства регулируется статьей 62 Конституции РФ. Проблема гражданства и, соответственно, объема правомочий и обязанностей становится особенно актуальной на современном этапе Российского государства, когда свыше 25 миллионов соотечественников после распада СССР оказались за рубежом, в странах СНГ. С другой стороны, на территории России в настоящее время находятся свыше полумиллиона иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Среди них много беженцев, статус которых еще четко не определен. В какой-то степени помогают решить эту проблему теоретические конструкции, вошедшие в законодательство, о двойном гражданстве. В этом случае при наличии соответствующих договоров объем правомочий и обязанностей для гражданина РФ сохраняется, если даже место его жительства находится за рубежом. Граждане - самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни. Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов, демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

     В качестве юридических лиц - субъектов права, участников гражданско - правовых отношений - выступают государственные и общественные организации и учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б)отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     В России юридическими лицами, согласно гражданскому законодательству, могут  быть коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, и некоммерческие объединения, которые не преследуют такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

     В России коллективные субъекты права  имеют обширную классификацию. Они  делятся на следующие виды:

1. Само  государство.

2. Государственные органы и учреждения.

3. Общественные  объединения.

4. Административно-территориальные единицы.

5. Субъекты Российской Федерации.

6. Избирательные  округа.

7. Религиозные организации (ст. 117 ГК РФ).

8. Промышленные  предприятия.

9. Иностранные  фирмы.

10. Специальные субъекты (юридические лица).

Таким образом, к коллективным субъектам  права относятся государственные  и негосударственные организации, государство в целом.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов  права их можно подразделить на три группы:

1) органы  государства, выполняющие функции  управления и обладающие властными  полномочиями. Чаще всего они  выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных  правоотношений. Правовое положение  органов государства характеризуется  компетенцией, т.е. совокупностью  прав и обязанностей, предусмотренных  соответствующими нормативными актами;

2) учреждения, занимающиеся социально-культурной  деятельностью, не связанные с  властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на  бюджете государства, наделяются  комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;

3) предприятия,  занимающиеся хозяйственной деятельностью,  действующие на праве хозяйственного  ведения (унитарные предприятия)  или на праве оперативного  управления (казенные предприятия).

     Следует отметить, что не всякий коллектив  людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья  или учебные группы, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более  или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются  единством воли и цели, а также  определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные  соединения граждан или каких-то структур. 
 
 
 
 
 

  1. Поведение как объект правовой оценки

      С позиций права поведение человека может быть оценено по-разному. Отдельные  отношения людей находятся вне  сферы правового регулирования, а потому вообще не оцениваются правом (отношения любви, дружбы и т. д.). Они поддаются лишь моральной  оценке. Другие отношения не регулируются правом, юридически безразличны и не требуют правового опосредования (например, увлечение спортом, музыкой, спортивные игры). Наибольший интерес для юридической науки и практики представляет поведение людей в сфере правового воздействия, т. е. поведение, урегулированное правом. В литературе такое поведение называется правовым. Правовому поведению присущ ряд признаков. Первый из них - социальная значимость. Поступки людей вплетены в систему общественных отношений и поэтому оказывают на нее определенное воздействие (положительное либо отрицательное). В силу своей социальной значимости всякий человеческий поступок порождает реакцию окружающих — одобрение или осуждение. В этом и проявляется социальная характеристика (оценка) поведения, которое может быть либо общественно полезным, либо общественно опасным (вредным). Второй признак правового поведения — его психологизм, субъективность. Он обусловлен тем, что люди наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. Совершая то или иное действие в правовой сфере, субъект соотносит его с имеющимися нормами и ценностями, анализирует его с позиций того, какую пользу он принесет обществу, себе, другим людям. В зависимости от этого и принимается решение, определяются направление и интенсивность поведения. Эта сторона, связанная с отношением лица к своим действиям и их последствиям, и составляет субъективную сторону поведения.

Информация о работе Поведение социальных субъектов в сфере правового регулирования общественных отношений